В ходе форума прошла презентация доклада, подготовленного Российским cоветом по международным делам и американским Центром стратегических и международных исследований "Дорожная карта российско-американских отношений". Основная его идея заключается в том, что "даже в обстановке геополитической напряженности и взаимного недоверия Россия и США должны сотрудничать". При этом речь идет не только о тех областях, от взаимодействия в которых зависит глобальная безопасность, но и о более широком спектре направлений, в которых конкретные совместные действия важны и для нормализации отношений между двумя странами, и для предотвращения будущих конфликтов.
Одной из площадок для такого сотрудничества может и должен быть "Диалог Форт Росс", подтвердил в беседе с корреспондентом "РГ" директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов. "Такого рода мероприятия, контакты на уровне общественных организаций, культурных и научных проектов - это эффект дисбаланса в отношениях на высшем уровне. Конечно, надо понимать, что без отношений между лидерами не восстановятся отношения между двумя странами, но, чтобы они не обрушились полностью, вот такие встречи просто необходимы". По словам Валерия Гарбузова, Институт США и Канады, как и раньше, продолжает контактировать со своими партнерами. Но особо важными, по общему мнению, являются контакты представителей бизнеса.
По словам президента Делового совета "США-Россия" Дэниела Рассела, официальная статистика товарооборота не отражает реальной взаимосвязи экономик двух стран. "Все поставки компьютеров и телефонов в Россию считаются китайским импортом, хотя их производителями зачастую выступают американские компании", - привел он пример. Как отметил Рассел, чтобы понять реальный масштаб торговли, Ernst&Young в 2013 году провел исследование, выделив два ключевых параметра участия иностранных компаний в российской экономике: создание рабочих мест и инвестиции в инфраструктуру. В итоге получилось, что четверть всех иностранных инвестиций в России приходится на США, а три четверти - на Европейский Союз. "Американские компании, несмотря на санкции, готовы работать на российском рынке. Более того, большинство из них начали здесь работать еще до кризиса 1998 года", - отметил Рассел.
С этим согласен глава Российско-Американского тихоокеанского партнерства (РАТОП) Дерек Норберг. "Честно говоря, я уверен, что, чем больше мы делаем вместе, тем больше мы друг с другом связаны. И политические вопросы в таких условиях решаются активнее", - считает Норберг.
Сергей Рябков, заместитель министра иностранных дел России:
- Я думаю, что сейчас "Диалог Форт Росс" и его комплексный характер как никогда нужны и востребованы. У нас по большому счету нет другой площадки, на которой можно было бы комплексно обсудить то, что составляет ткань и фундамент наших отношений. Остальное - фрагментарно, эпизодически. А у "Диалога" есть определенные традиции. Поэтому я благодарен энтузиастам этого процесса, прежде всего, конечно, "Транснефти" и ее руководству, американским партнерам - "Шеврону" и директору Саре Свидлер, которая возглавляет это с американской стороны. В атмосфере, когда ветер дует не в паруса, а против движения этого корабля, особенно важно уверенно держать штурвал. Музейный день прошел на хорошей ноте - и профессионально, и с точки зрения впитывания участниками диалога особого псковского духа. В ходе деловой части говорили о политике и геополитике, об энергетической безопасности. Это очень актуальные темы, и в условиях сложностей, которые переживают российско-американские отношения, и прежде всего их политическая составляющая, "Диалог Форт Росс" ценен вдвойне. Его нужно продолжать, и МИД России будет всемерно поддерживать это начинание.