08.06.2017 22:00
    Поделиться

    В Музее истории Санкт-Петербурга открылась выставка "огромных" картин

    Выставка с Ольгой Штраус
    "Большие картины", Музей истории Санкт-Петербурга.

    Они действительно огромные: длина некоторых картин больше 13 метров, высота до десяти. И сюжеты - грандиозны: закладка Петербурга, победа в Великой Отечественной, что-то нонконформистское. Долгое время картины хранились в музейных запасниках: не находилось зала, чтобы представить их в полный рост. Теперь же Музею истории Санкт-Петербурга передали здание Конюшенного ведомства. Этот памятник архитектуры в аварийном состоянии, уже много лет скрыт от взоров горожан забором. Но Манеж Конюшенного ведомства, как оказалось, для посетителей можно открыть. После косметического ремонта музей решил устроить зрителям подарок: и интерьеры показать, и "Большие картины".

    Гигантское полотно Владимира Серова "Под знаменем Ленина, под водительством Сталина, вперед к Победе!" было написано в середине войны. Специально - к открытию в 1944 году Музея обороны Ленинграда. Потом музей расформировали, картину было предписано уничтожить. Однако музейщики ее спасли, как и еще 48 работ, подлежащих ликвидации. Владимир Серов, бывший президент Академии художеств, автор полотна "Ходоки у Ленина", менял у персонажей своих картин лица: вместо неугодных явились нейтральные...

    На противоположной стене вывешены три огромных полотна учеников Филонова. "Работы Бориса Гурвича, Евгения Кибрика и Дмитрия Крапивного - гордость нашей экспозиции, - признается куратор выставки Вера Ловягина. - Все эти картины были представлены на первый выставке "Мастеров аналитического искусства" в 1927 году - объединения, которым руководил Павел Филонов... "Новый быт (1 мая)" Кибрика демонстрирует остросатирический взгляд на все пошлости и мерзости обывательской жизни, сдобренные "революционными" лозунгами. "Кинто (Тифлисский базар)" Крапивного перекликается с авангардом начала ХХ века. В 1927-м рецензент "Красной газеты" писал о выставке филоновцев: "Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию", "полужанровые, полусимволистские картины, кошмарные, как галлюцинации помешанного".

    Сохранились эти работы благодаря Борису Гурвичу, который передал за год до смерти, в 1984 году, их музею.

    Поиск красоты в безобразном - вот что отличало письмо филоновцев в середине 20-х. Потом многие из них избрали другой путь. Но поиски мастеров аналитического искусства продолжили следующие поколения. Весьма естественно вписались в новую экспозицию полотна Юрия Жарких из серии "Алфавит поэта". Питерский нонконформист уверяет, что "Алфавит поэта" написан под влиянием стихов Виктора Кривулина, Владимира Эрля, Олега Охапкина. И элементы каллиграфии, которыми записаны даже оборотные стороны холстов, - напоминают о том же: о поиске прекрасного в безобразном, об открытии новых смыслов и слов.

    Поделиться