Евгений Миронов, как председатель жюри, говорил от себя лично и очень волновался: "На этом "Кинотавре" большое количество дебютантов. Я сам сегодня дебютант - я ни разу в жизни прежде не был председателем жюри. Поэтому я волнуюсь не меньше, чем конкурсанты. Я помню свое состояние, когда я сидел и ждал результатов на закрытии. И прекрасно помню как свою победу, так и поражение. Я по сей день дружу с членами жюри, которые присудили мне приз (в 1992-м году на втором "Кинотавре" Евгений Миронов получил приз за лучшую мужскую роль в фильме "Нелюбовь" - прим. ред.), и помню всех, кто в другой раз счел меня недостойным этой награды… Сейчас вся ответственность легла на нашу команду. Как будем судить? Объективности не бывает. Но очень хочется справедливости. Время непростое, и дай Бог, чтобы режиссерам эти награды помогли найти своего зрителя… Председатель жюри - своего рода маяк, важным являются его отношение к кино и пристрастия. А я в этом смысле исключение, потому что как артист снимаюсь в абсолютно разных жанрах (и в арт-проектах, и в телесериалах, и в блокбасетрах), и не представляю никакого одного конкретного направления в кино. Так что конкурсантам этого года в какой-то степени повезло, потому что у меня нет определенной заточки - я открыт всему новому. У меня единственный критерий: кино должно в меня эмоционально попадать. Я должен почувствовать фильм сердцем, и тогда удача будет на стороне автора".
Президент "Кинотавра" Александр Роднянский начал свое выступление с благодарности министерству культуры РФ и Владимиру Мединскому, и объявил об учреждении новой награды: с этого года к именным призам Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму и Григория Горина за лучший сценарий добавится приз имени Даниила Дондурея гильдии киноведов и кинокритиков. Александр Роднянский пригласил на сцену и первого лауреата 28-го "Кинотавра" - за честь, достоинство и преданность профессии зал устроил овацию Павлу Чухраю.
Церемонию открытии вели актеры Петр Федоров и Риналь Мухаметов. Один пытался сыграть обобщенный образ всего российского кино, другой выступал в роли психотерапевта отечественного кинематографа, вместе со своим проблемным пациентом доказывающим, что есть конкретные поводы забыть о затяжных депрессиях и стать на этот вечер счастливым. Например, хотя бы потому, что за Год российского кино наши картины заработали в прокате рекордную сумму - больше 8 миллиардов рублей. Что, правда, не помогло искусству избавиться от необходимости вести бесконечную борьбу за выживание. Павел Чухрай тему взаимоотношения кино и денег продолжил: "Я когда был молодым режиссером, в советское время на какой-то встрече со зрителями меня спросили: что бы вы больше хотели - зарабатывать деньги, или делать то, что вам нравится в кино? Я сказал: я очень хочу зарабатывать деньги и делать то, что мне нравится… Правда, у меня это не очень получается. Но главное, чтобы не произошла ситуация, когда и денег нет, и снимать то, что хочешь, не дают. Вот этого хотелось бы как-то избежать…"
Его новый фильм "Холодное танго" по мотивам повести Эфраима Севелы "Продай твою мать" стал открытием фестиваля и картиной, которую Павел Чухрай выпускает после своего десятилетнего режиссерского молчания. Ведь его "Русская игра" вышла еще в 2007-м, а все последующие годы шла работа только над несколькими сценариями. "Я всегда старался в своих работах быть честным, - констатировал на "Кинотавре" Павел Чухрай. - Не занимался конъюнктурой, не заигрывал с властью ни в советские времена, ни после. И я могу без стыда отвечать за каждое слово в любой своей картине. Хотя всегда это было не просто - отстаивать свою позицию. Вообще, жить по совести трудно во все времена. Поэтому меня в искусстве всегда интересовал вопрос компромисса - вернее, того, какую цену человек платит за компромисс со своей совестью…"
О довоенном, военном и послевоенном времени, когда ценой бескомпромиссности становилась жизнь человека, и о том, как трудно и как прекрасно человеку оставаться человеком, - и новая историческая мелодрама Павла Чухрая "Холодное танго". В прокат фильм выходит 22 июня. На "Кинотавре" режиссер и сценарист рассказал, что для него сегодня значит эта картина:
"Когда мы снимали фильм, половина из нашей группы просто не знали тех фактов и реалий. И мне даже пришлось, как в научно-популярном жанре, начать с титров и дать их в конце. Что во время немецкой оккупации в Литве было уничтожено более 200 тысяч евреев. В советский период было сослано в сибирские лагеря и на поселение более 260 тысяч литовцев. При освобождении Прибалтики от немецких войск погибло более 120 тысяч советских солдат…
Эфраима Севелу я немного знал еще в детстве, он работал с отцом над одним сценарием. Я слушал его рассказы, он был замечательный рассказчик… Его повесть "Продай твою мать" я нашел уже после его смерти. Взял из нее одну линию, сильно ее изменил. Многое из того, что Севела говорил про себя, я добавил в сценарий, но это не его биографическая история…
Я человек не очень оптимистичный, хотя стараюсь им быть и хоть в чем-то оптимизм видеть. Сейчас есть такая формулировка, которая ни о чем не говорит, но мне очень нравится: политики часто употребляют словосочетание "с осторожным оптимизмом". Не понятно, как это, но ход любопытный. Я не могу сказать, что мне присущ осторожный оптимизм, но, с другой стороны, я всегда считал: какая бы она ни была, жизнь, слава Богу, что она есть... С другой стороны, столько мракобесия и ненависти вокруг. Телевизор включишь - просто страшно становится…
Мы сегодня живем в невероятном эмоциональном, культурном и социальном противостоянии. Весь мир находится в этом состоянии, и наша страна тоже втянута... Я все время об это думаю, и я не понимаю, как из этого страшного узла выбраться. Мне кажется, выход - в месседже фильма, который мы попытались послать: поможет только осознание, что все правы, и все виноваты. А если мы будем все время искать виноватых, то мы не найдем ни прощения, ни понимания".