Но, как в том анекдоте, инцидент исчерпан, а осадок остался. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".
С минувшего понедельника кондукторам трамваев кубанской столицы начали выдавать мешочки с мелочью, которые специально предназначались для пассажиров, уже привыкших пользоваться "народным проездным". Так окрестили СМИ крупные (тысячные и пятитысячные) купюры, с которых редко можно наскрести сдачи. Зная это, подобный трюк регулярно используют местные безбилетники.
- С такой новинкой мы хотели поэкспериментировать не на всем транспорте, а на нескольких вагонах трамвая, - сообщил корреспонденту "РГ" официальный представитель КТТУ Дмитрий Вохмянин. - Сколько таких мешочков было изготовлено, держалось в секрете: чтобы не информировать безбилетников, против которых эта мера была направлена.
Идея с мешочками родилась в казачьем граде спонтанно. В КТТУ затруднились даже ответить, известно ли специалистам, как в других городах борются с "зайцами" и любителями бесплатно покататься за счет крупных неразменных купюр.
Кстати, злостных безбилетников, пользующихся "народным проездным" в основном утром, не так много, как правило, кондукторы их знают в лицо. Поэтому в управлении полагали, что мера носит "точечный характер": стояла задача отбить охоту у небольшого числа пассажиров пользоваться отработанным годами приемом.
Однако реакция общественности на эту инициативу оказалась весьма негативной - люди дружно возмутились: получается, вместо того, чтобы создавать максимум удобств для пассажиров, их еще и наказывать будут, придумывая оскорбительные трюки?
- Нет, мы никого не собирались наказывать, - говорит Вохмянин. - Просто решили пойти навстречу пожеланиям пассажиров, которые требуют, чтобы у кондукторов всегда под рукой была сдача. Ведь они так и говорят: "Это не наша, а ваша проблема". Чтобы давать сдачу с крупных купюр, нужно готовиться заранее. Вот мы и подготовились, и эту проблему попытаемся решить. Разменная монета у кондукторов есть всегда. Не составит труда дать сдачу даже с 500 рублей, но не с пяти тысяч. То, что хотим кого-то наказать, - домыслы. Это не наказание, а ответ на уловку, если хотите, хитрость некоторых пассажиров. Именно их мы не наказывать даже собирались, а наградить такими мешочками.
Соцсети мгновенно запестрели саркастическими комментариями, например такими: "В Швеции практически исчезли наличные деньги, даже пожертвования в церковь переводами платят. У нас мешочки с мелочью выдали на размен крупных купюр. Почувствуйте разницу". Или вот: "Да в любой цивилизованной стране дадут сдачу либо попросят разменять купюру в разменном аппарате. Но нам до цивилизации еще как свинье до неба. Поэтому одни хотят нажиться, другие хотят оскорбить. КТТУ, вместо того, чтобы опускаться до нездорового сарказма, обеспечило бы кондукторов разменными деньгами на сдачу". Появились даже шутливые предложения пользователей интернета давать сдачу с крупных купюр не мелочью, а, например, солью...
Правда, были и те, кто жалел кондукторов: "Скажите, люди, которые едут с пятитысячными проездными, не хамы? Лично у меня транспортная карта. На некоторых маршрутах карты Visa принимают. Но нет, все недовольны. Кондуктор должен превратиться в инкассатора, чтоб все пожили цивилизованно. А может, начнем уважать друг друга, пытаться понять ситуацию, а не в законы пальцем тыкать?"
Широко известен афоризм "Любая инициатива наказуема". Нередки ситуации, когда инициатор смелых идей сам же от них и страдает... Но КТТУ сейчас не до шуток. Мэр кубанской столицы Евгений Первышов считает, что "необходимы четкие предложения о повышении эффективности работы Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления".
Поговаривают, что именно последние идеи управления как раз и заставили городские власти более пристально вглядеться в состояние дел в транспортной сфере.
Градоначальник на городском совещании потребовал представить детальную информацию обо всех статьях расходов КТТУ, внести предложения об оптимизации его работы и улучшении маршрутной сети. По словам специалистов, в прошлом году общественный транспорт предприятия перевез более 120 миллионов пассажиров. Из них почти 78 миллионов - пользуются трамваем. Несмотря на высокие объемы перевозок, предприятие тем не менее является убыточным и нуждается в постоянных бюджетных субсидиях. В причинах этого предстоит еще разобраться.
Не обошел стороной мэр и последнюю инициативу с мешочками, пригрозив при этом руководителю КТТУ выдать зарплату тоже мелочью.
- Это совершенно неприемлемо, - обратился Первышов к представителям управления. - Как могла возникнуть такая идея? Пассажиры общественного транспорта - это ваши клиенты, которые платят за проезд и рассчитывают, что получат качественные услуги и нормальное отношение к себе. Если мы хотим, чтобы городской общественный транспорт был комфортным и удобным, учитывал интересы горожан, то от таких действий точно ничего хорошего не будет. Уверен, можно найти подходящее решение, которое не обидит пассажиров.
Любовь Бахметова, президент Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей, сопредседатель Союза потребителей России по ЮФО:
- Мне кажется, это какая-то глупость... Борьба с безбилетниками, запугивание "зайцев" - не тот случай, когда нужно принимать подобные меры. Не вижу никакой пользы в этих мешочках с мелочью. Наоборот, они будут создавать дополнительную напряженность между кондуктором и пассажирами, кондуктором и руководством депо. Это же мало кому нужная отчетность - приемка, пересчет мелочи в мешочках.
Часто езжу на трамвае и не припомню случая, чтобы кто-то из пассажиров просил разменять пять тысяч. Лишь у совсем небольшого числа тех, кто пользуется общественным транспортом, есть такие купюры. Редко-редко тысячу кондуктору дают, но никаких проблем со сдачей не возникает.
Однако не существует никакого норматива, обязывающего давать сдачу только крупной купюрой. Допустим, такое требование введут, но тогда придется кондукторов обеспечивать дополнительными деньгами, а следовательно, и мерами безопасности.
Человек, влюбленный в трамваи, живет именно в Краснодаре. 20-летний Михаил Звягинцев мечтает стать вагоновожатым, но пока учится, подрабатывая кондуктором Западного депо. А еще вместе с билетами он дарит землякам и хорошее настроение. Из зарплаты в 15 тысяч каждый месяц выкраивает деньги на "барбариски" для пассажиров.
Михаил признается, что идею позаимствовал у коллеги из Северной столицы. Его кумир - петербуржец Виктор Лукьянов, который известен не только своей неординарной внешностью - подкрученными гусарскими усами и белоснежной рубашкой с галстуком. Лукьянов раздает пассажирам конфеты и оплачивает проезд "заслуженным жителям города" (пенсионерам, инвалидам и беременным). Зимой он облачается в костюм Деда Мороза, а во время последней Олимпиады украсил троллейбус воздушными шарами и сообщал о достижениях сборной России.
Это в Краснодаре кондуктор не считается чисто женской профессией. А вот в других городах сюда идут только мужчины-фанаты.
Волгоградец Владимир Дубовченко подрабатывает после смены на заводе "Красный Октябрь" кондуктором, хотя он - уже пенсионер. Захотел попробовать что-нибудь новенькое, случайно услышал в трамвае объявление о наборе сотрудников, прошел трехдневную стажировку и приступил к работе. Теперь постоянно встречает в вагоне знакомых. Первое время они удивлялись, но за проезд платили исправно.
Конфликтные пассажиры, по его словам, попадаются нечасто. Возможно, дело в том, что сам Владимир Алексеевич - человек душевный. Если кто-то забыл дома кошелек - высаживать его на полпути не станет.
- Если подойдет, попросит по-человечески - какие могут быть претензии? Тем более детишки! А вот подростки, парни лет 16-17, иногда хамят, рисуются перед подругами, бывает, и матом загибают. Я, конечно, мог бы ответить - и словами, и физически при необходимости. Но делать этого нельзя: клиент всегда прав, а я останусь крайним.
Справка "РГ"
История трамвайно-троллейбусного предприятия кубанской столицы ведет свой отсчет с конца XIX века. В 1897 году управа Екатеринодара заключила концессионный договор о строительстве и эксплуатации электрического трамвая с европейской компанией. Трамвайное движение по улицам Красной и Екатерининской (Мира) открылось в декабре 1900 года. Екатеринодар стал 17-м городом Российской империи, получившим трамвайное сообщение.
Троллейбусное движение в городе открылось в июле 1950 года. На базе "Гортрамвая" было образовано Управление трамвая и троллейбуса, с декабря ставшее Краснодарским трамвайно-троллейбусным трестом. В 1955 году трест был переименован в Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление.