"Таким образом, мы должны были принять решение. Или мы выбираем легкий путь или же мы, наконец, принимаем трудное, но необходимое решение. Мы должны прекратить финансирование терроризма. Я решил, что... настало время призвать Катар прекратить финансирование (террористических группировок - прим. "РГ")", - заявил Трамп.
В своей излюбленной манере он выждал паузу и сделал откровенное признание, что именно с его подачи был составлен план действий в отношении Катара на встрече с арабскими лидерами после недавнего саммита в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде.
Признание Трампа тем более неожиданно, что ранее в интервью агентству один высокопоставленный чиновник Белого дома сказал, что Соединенные Штаты не получали никаких сигналов и уведомлений от саудовцев или представителей Объединенных Арабских Эмиратов в Эр-Рияде во время визита Трампа в прошлом месяце, что они намерены разорвать отношения с Катаром.
Более того, Трамп говорил о том, что считает как Саудовскую Аравию, так и Катар самыми близкими союзниками Соединенных Штатов в регионе даже после того, как арабские страны разорвали отношения с Катаром в понедельник. На авиабазе Al Udeid в Катаре находятся более 11 тысяч американских военных и представителей сил коалиции, которая борется против ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки "ИГ"). Это крупнейшая база ВВС США в регионе.
Вероятно, столь неоднозначные посылы со стороны Трампа и представителей его администрации свидетельствуют о ведущейся внутри Белого дома борьбе за выбор ближневосточного вектора американской внешней политики.
В отличие от Дональда Трампа, госсекретарь США Рекс Тиллерсон был более взвешен в оценках и даже встал на защиту Катара. По его словам, он ожидает того, что "все стороны конфликта найдут приемлемое решение".
"Мы призываем королевство Саудовской Аравии, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Египет ослабить блокаду Катара", - заявил он в Вашингтоне. Тиллерсон сообщил журналистам, что кризис привел к сокращению транспортных связей и торговли, начал сказываться на простых людях в Катаре, повлиял на бизнес и наносит вред борьбе Соединенных Штатов против ДАИШ.
Тиллерсон вместе с тем потребовал, чтобы Катар, а также другие страны приняли меры, чтобы, заметим, даже не прекратить, а всего-навсего "сократить поддержку терроризма". "Эмир Катара добился прогресса в прекращении финансовой поддержки и вытеснении террористических элементов из своей страны, но он должен сделать больше, и он должен сделать это быстрее", - сказал Тиллерсон.
Между тем высокопоставленный чиновник Белого дома на борту On Air Force One во время полета Трампа в Нью-Джерси сообщил журналистам, что Трамп и Тиллерсон следуют общей позиции в отношении Катара.
"Соединенные Штаты хотят, чтобы ситуация разрешилась как можно скорее, но чтобы это произошло на условиях, согласующихся с принципами, которые президент (США) изложил в Эр-Рияде", - сказал чиновник, добавив, что Трамп обеспокоен как гуманитарными последствиями кризиса, так и тем, что Катар "финансово подпитывает террористов".
Ситуация в зоне Персидского залива обострилась 8 июня после того, как четыре арабские страны обнародовали "черный список" лиц и организаций, террористическую активность которых, по их оценкам, поддерживает Катар.
Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Бахрейн внесли в него 59 лиц. В их числе 18 катарцев, в том числе Абдулла бин Халид Аль Тани, бывший министр внутренних дел и член королевской семьи Катара. Многие из других добавленных в список, это лица, связанные с "Братьями-мусульманами", которые сделали Катар своей базой, включая духовного лидера этой группировки Юсефа аль-Кардави. В списке есть некоторые известные джихадисты, которые воевали в Ливии и Сирии.
Эр-Рияд, Каир и их союзники обвиняют Катар, самую богатую страну в мире на душу населения, в поддержке боевиков исламистских движений в регионе. Они начали блокаду судоходства и воздушного движения, а также закрыли сухопутные границы с Катаром, вызывая панику в супермаркетах и провоцируя тревогу среди населения.
После введения блокады арабских стран в отношении Катара и обнародования "черного списка" союзник Катара Турция выразила свою решительную поддержку Дохе, а президент Реджеп Тайип Эрдоган распорядился отправить в эту страну турецкое военное подразделение. По данным турецкого издания Hurriyet, в Катар из Турции планируется направить от 200 до 250 солдат в течение двух месяцев. Как отмечают наблюдатели, публикуя фотографии на Facebook, в супермаркетах сейчас можно встретить товары первой необходимости только из Турции, включая молоко, яйца и куриц.
Катар, который разработал жесткую внешнюю политику в течение последнего десятилетия, отрицает, что поддерживает боевиков. В Дохе заявили, что Катар "помогает уменьшить угрозу терроризма путем поддержки групп, которые ведут борьбу с бедностью и добиваются политических реформ".
Министр иностранных дел Катара шейх Мохаммед бин Абдурахман Аль Тани назвал действия арабских соседей и других стран "явными нарушениями международного права и международного гуманитарного права". Катар пообещал "перебороть" изоляцию, наложенную на него другими арабскими странами, и сказал, что не пойдет на компромисс, ущемляющий его суверенитет.
Катар является домом для 2,7 миллиона людей, но только около 300 тысяч из них - это так называемые "коренные катарцы", которые имеют очень высокий уровень доходов. Большая часть населения состоит из иностранных рабочих, которые помогли построить как объекты газоперерабатывающей сферы, так и небоскребы. Масштабные проекты эмира, 37-летнего Тамима бин Хамада Аль Тани, который сменил своего отца Хамада, ушедшего в отставку в 2013 году после 18 лет пребывания у власти, включают в себя строительство футбольных стадионов для чемпионата мира по футболу 2022 года.