А пока главная фестивальная интрига - кого назовут лучшим? - близится к своему логическому завершению, ученик мастерской Сокурова, режиссер Кантемир Балагов рассказал на "Кинотавре" о киношколе Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете. И о том, что значит для молодого режиссера, только вступающего в профессию с дебютной полнометражной картиной, сразу попасть в Канны, где его "Теснота" была показана в программе "Особый взгляд" и получила приз ФИПРЕССИ.
- Когда мы учились в мастерской, нам говорили, что все сюжеты уже есть в Библии, и ничего нового вы уже не придумаете. У нас не было цели не повторяться - была задача сконцентрироваться на своем внутреннем опыте и поделиться им со зрителями.
Чему самому важному нас научил Александр Николаевич Сокуров? Вниманию к человеку и к его проблемам. И принципам гуманизма - в фильме, надеюсь, это есть. И что я ценю особенно, Александр Николаевич Сокуров привил или попытался привить нам любовь к тактильности кино. Кино должно быть тактильным, когда его хочется потрогать и почувствовать. Если этого ощущения нет, это просто обложка. Сокуров всегда говорил, что трагедия должна быть внутренняя, а не внешняя; если удается трагедию спрятать внутрь, то тогда происходит нужный эффект.
- Опыт молодого режиссера в Каннах, главного фестиваля мира - это важный и решительный момент в судьбе нового автора, потому что сейчас молодым ребятам очень сложно снимать кино, особенно людям из регионов. Наши ребята из мастерской не могут найти бюджет на свои сценарии - просто потому, что это никому не интересно. И Александр Николаевич Сокуров в этом плане невероятный человек - он нас ведет и пятерых своих учеников уже запустил с полным метром. И я надеюсь, участие "Тесноты" в программе Каннского фестиваля как-то повлияет на то, что киносреда обратит свое внимание на эту часть России - Кабардино-Балкарию...
- Традиции для меня имеют место быть - прежде всего потому, что они воспитывают человека и характер. Но должна быть какая-то мера. Очень опасно, когда традиция преобладает над человечностью, когда люди делают выводы, исходя только из своих традиционных или менталитетных рамок. И Северный Кавказ - это то место, где традиции возводятся в культ. И соответственно, оттуда многие проблемы...
- Почему главная героиня не сказала своему парню о похищении ее брата? (По сюжету фильма из еврейской семьи, которая живет в городе Нальчике на Северном Кавказе в конце 90-х годов, похищают младшего сына и его невесту. Названная сумма выкупа непосильно велика; еврейская община собирает деньги, родители продают все, что имеют. У старшей дочери любовь с кабардинцем, который мог бы помочь решить их проблему, но за помощью к нему она не обращается. - Прим. ред.) Она прекрасно знает, кто похитил, она понимает, кто ее парень по национальности, что он кавказец, и она знает, что он ничего не сделает - она реально просто не хочет разочаровываться, вот и все...
На 28-м "Кинотавре" состоялась презентация издания Фонда кино "Киноиндустрия Российской Федерации-2016. Цифры. Мнения", подготовленного по заказу Фонда информационным агентством InterMedia. В презентации принимали участие исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, руководитель аналитического управления Фонда кино Федор Соснов, руководитель информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. Два тома - 2, 2 кг, 500 страниц информации - представляют собой результаты глобального анализа, и, можно констатировать, эксклюзивного исследования - половина данных раньше вообще не собиралась и не публиковалась.
Первый том - это цифры и факты, для российского кино - позитивные. 12 фильмов в нашем прокате собрали более 1 млрд рублей. В 2016 году общие сборы кинотеатров увеличились на 11 процентов, зрителей стало на 10, 3 процента больше - их оказалось 191, 6 млн человек. Посещаемость кинотеатров в стране растет, количество залов увеличивается, цена билета остается прежней.
Второй том целиком состоит из комментариев 35 экспертов. Книги и полные версии интервью с экспертами общедоступны на сайте Фонда кино.