Только из трех отечественных авиакомпаний в последнее время ушли более 60 пилотов, рассказал корреспонденту "Российской газеты" глава Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун.
Пилоты - одна из самых высокооплачиваемых профессий. В российских компаниях они получают от 300 до 500 тысяч рублей в месяц, а в странах Юго-Восточной Азии перевозчики готовы им платить (в пересчете по курсу) по полтора миллиона рублей, сказал Владимир Тасун.
При этом пилоты, как правило, связаны договорами - они не могут покинуть российского перевозчика, пока не расплатятся с ним за свою подготовку к полетам на том или ином типе самолета. Как только этот "кредит" выплачен, пилот может уходить в поисках новой работы.
Что касается недавней массовой задержки рейсов одной чартерной авиакомпании, то ее покинули сразу 12 пилотов, которые летали на Аэробусах (Airbus), отметил Тасун. В результате эти самолеты стоят на приколе, хотя и полностью исправны, а для Боингов (Boeing) у этого перевозчика пилоты есть, но сами воздушные суда находятся в ремонте.
Как наши авиакомпании будут удерживать экипажи в дальнейшем - большой вопрос. Пока затормозить уход пилотов, не связанных договорами об "отработке" своей подготовки, можно разве что на две-три недели, которые требуются на получение справки от Росавиации о налете часов.
При этом высокий сезон авиаперевозок в самом разгаре - спрос на полеты растет. По данным Росавиации, в мае российские авиакомпании обслужили 8,67 миллиона пассажиров - это на 25,9 процента больше, чем годом ранее.
В минтрансе связали отток пилотов, прежде всего, с курсовой разницей валют - в долларах зарплата российских пилотов после девальвации рубля снизилась.
Эксперты считают, что авиакомпании стран Юго-Восточной Азии, где рынок авиаперевозок интенсивно развивается, пытаются сэкономить деньги и время на подготовку своих экипажей и целенаправленно переманивают их из-за рубежа, в том числе из России.
Меры по предотвращению ухода российских пилотов сейчас обсуждаются с АЭВТ, в ближайшее время согласованные предложения будут представлены на общественное обсуждение, рассказали "Российской газете" в минтрансе.
В России существует хорошая авиашкола, летные училища выпускают по тысячи пилотов ежегодно. Но им нужно набраться опыта и налетать достаточное количество часов. У крупных авиаперевозчиков есть свои тренажеры для подготовки молодых экипажей на тот или другой тип самолетов, а небольшие авиакомпании могут воспользоваться услугами специальных центров, которые уже открыли в России ведущие авиапроизводители. Вопрос только в том, что на это уйдет какое-то время.
"Надо исходить из того, что авиация является одной из самых конкурентных в мировом масштабе отраслей экономики, - сказал глава минтранса Максим Соколов в эфире телеканала "Россия 24". - Взаимодействие идет очень плотное, и наши компании, естественно, вынуждены конкурировать и за качество, и за цену билетов, ну и в том числе за рабочую силу".