Алексей Леонидович, до чемпионата мира остался год. Какие главные задачи стоят перед оргкомитетом на этой "финишной прямой"?
Алексей Сорокин: Ответ на этот вопрос во многом покажет "промежуточный финиш" - Кубок конфедераций, который по традиции проходит в стране-хозяйке чемпионата мира за год до турнира. Очевидно, что за оставшийся год нам в первую очередь необходимо завершить всю инфраструктурную подготовку в семи городах. Но проведение Кубка конфедераций покажет, насколько слаженно может работать объединенная команда организаторов, которая состоит из городов, федеральных и региональных органов власти, министерств, ведомств, Оргкомитета и ФИФА. Это такой большой оркестр, который может очень красиво и мощно звучать вместе. Но через год он станет еще больше, еще грандиознее. И сейчас будет возможность понять, в каких местах нам, образно говоря, нужно еще подтянуть материал.
Конечно, даже в последние, наиболее интенсивные месяцы подготовки к Кубку конфедераций мы не забывали про то, что впереди чемпионат мира. В апреле мы с вице-премьером и председателем Оргкомитета Виталием Мутко летали в несколько регионов, которые готовятся только к чемпионату мира, и эта работа в очередной раз интенсифицируется уже в июле, сразу после завершения "Турнира чемпионов". Как всегда бывает на большой стройке, есть объекты, которые немного отстают, есть и те, которые идут с опережением графика. Но на сегодняшний день у нас нет серьезных опасений относительно готовности регионов к чемпионату мира.
Наверняка за это время пройдет еще немало важных мероприятий? Та же жеребьевка. Расскажите, чего еще ждать?
Алексей Сорокин: Безусловно, предстоящий год будет полон самых разных интересных футбольных событий, связанных с чемпионатом мира. И, конечно, финальная жеребьевка, которая пройдет в Государственном Кремлевском дворце 1 декабря, станет важнейшим событием на пути к предстоящему турниру. Уже сегодня параллельным Кубку конфедераций курсом идет подготовка шоу жеребьевки - уже по ставшей для нас хорошей традиции мы эту работу начали за год. Сейчас финализуются операционные схемы и планы, по которым будет организовано мероприятие, компонуется программа номеров шоу, идет обсуждение с ФИФА. Как всегда, наши главные цели - отразить в церемонии уникальность нашей страны, дать болельщикам почувствовать особенные интонации и характерные черты, которыми будет обладать чемпионат мира в России, и конечно, постараться удивить взыскательную публику.
Помимо финальной жеребьевки нас ждет тур Кубка чемпионата мира, который уже через несколько месяцев стартует в России, а затем по традиции облетит весь мир. Мы продолжим реализовывать различные образовательные и развлекательные программы и мероприятия по примеру тех, что состоялись этой весной в преддверии Кубка конфедераций. Что касается операционной подготовки, то Оргкомитет совместно с ФИФА проведет еще несколько визитов на строящиеся стадионы турнира, продолжим вместе с вице-премьером инспектировать ход комплексной инфраструктурной подготовки к чемпионату мира отдельных регионов. В общем, работы еще очень много.
Что со стадионами? Построить их мы, несомненно, успеем. А успеем ли протестировать? Сколько матчей нужно провести на каждой арене, чтобы ее "обкатать" как следует?
Алексей Сорокин: Действительно, каждый стадион до чемпионата мира должен пройти обкатку. У FIFA есть четкое требование - для того, чтобы выявить и устранить все мелкие организационные огрехи на арене, она должна принять три матча. И мы обеспечить стадионам такую проверку в оставшийся год. Две из восьми еще не введенных арен чемпионата мира планируют принять официальные матчи уже в 2017 году - это московские "Лужники" и "Ростов Арена", которая строится с опережением графика. Остальные шесть стадионов будут сданы на экваторе текущего и будущего года - кто-то закончит стройку в декабре, кто-то немного "залезет" в январь, тут нет принципиального риска. Все прекрасно понимают, что раньше конца февраля - а для северных городов это даже конец марта - играть в футбол в нашей стране не рекомендуется. В некоторые города мы постараемся привезти сборную России, где-то есть клубы премьер-лиги и ФНЛ. Хорошими матчами в той или иной мере загрузим все арены.
Как обстоят дела со спортивными базами, на которых будут жить команды? Сколько их будет в общей сложности? Наверняка кто-то из команд уже забронировал место для себя? Если не секрет, кто и где предпочел поселиться.
Алексей Сорокин: В настоящий момент в нашем электронном каталоге баз команд, который доступен к услугам всех национальных федераций, числится 67 баз. Плюс одна база, которую мы отдельно резервируем под судей чемпионата мира. Для нас программа подготовки баз команд - это возможность существенно расширить географию проведения турнира, сейчас в каталоге представлено 22 региона, то есть почти вся европейская часть страны. Кроме того, базы - это и отличное материальное наследие для развития футбола в стране, новая инфраструктура, качественные футбольные поля, которые останутся и после чемпионата мира. К турниру в регионах появилось восемь новых баз, построенных с нуля.
По готовности базы находятся в разной стадии. Семь уже введены в эксплуатацию, еще 23 сейчас в процессе реконструкции. Многочисленным делегациям из разных сборных мира нравится - нареканий в свой адрес мы не слышали. Есть и те, кто уже вроде бы определился. Например, бразильцы, которые первыми смогли отобраться для поездки в Россию. Но называть город, на который пал их выбор, не буду - после жеребьевки все еще может сильно поменяться.
На днях стартует Кубок конфедераций. Насколько корректно называть его генеральной репетицией чемпионата мира? Или масштабы все-таки несопоставимы?
Алексей Сорокин: Конечно, география и размах операционной подготовки Кубка конфедераций значительно скромнее. Но в этой компактности есть и своя прелесть. Турнир идет всего две недели, в календаре 16 матчей, команды играют более раскрепощенно и зрелищно, зрители видят много красивых комбинаций и голов. Как итог - в выигрыше остаются все. Именно поэтому слоган нашего Кубка конфедераций - "Футбол чемпионов, мечта болельщиков".
В нашей стране по объективным причинам с Кубком конфедераций болельщик знаком плохо - сборная России ни разу не принимала в нем участие. Но я уверен, что зритель "распробует" этот турнир.
Кубок конфедераций традиционно больше рассчитан на внутреннюю аудиторию. Каков процент иностранных болельщиков вы ожидаете на турнире?
Алексей Сорокин: Вы совершенно правы - это турнир "домашний". Опыт проведения Кубка конфедераций в других странах показывает, что соотношение местной аудитории к иностранным болельщикам колеблется от 90-95 процентов против 5-10 в пользу первых. Аналогичная ситуация с турниром и в России.
Стартовал последний этап продаж билетов на Кубок конфедераций. Вы довольны, как раскупаются билеты?
Алексей Сорокин: Исторически билеты на Кубок конфедераций продаются неравномерно. К этому стоит добавить и тот факт, что россияне любят отложить покупку билетов на последний момент, поэтому мы ожидаем всплеска продаж прямо накануне матчей. Вот сейчас, например, Криштиану Роналду в очередной раз проявил себя в финале Лиги чемпионов, блестяще выиграв для "Реала" трофей и продемонстрировав товар лицом. Уверен, российская аудитория отреагирует на это активной покупкой билетов на матчи Португалии. Кроме того, напомню, что на каждом Кубке конфедераций есть матчи, на которых стадионы до конца не заполняются. Это обычная практика.
Проходила информация, что активнее всего ведут себя чилийцы. Тенденция сохраняется? Ждать ли массового приезда более близких нам географически немцев и португальцев?
Алексей Сорокин: Чилийцы действительно самые активные иностранные покупатели. Много билетов покупают мексиканцы и американцы. Европейцы ведут себя менее активно, но нас это не пугает. Они все традиционно ждут чемпионата мира.
Россия организует бесплатные поезда для болельщиков между городами. Насколько востребованными они оказались?
Алексей Сорокин: Для минтранса, РЖД, Транспортной дирекции ЧМ-2018 - как и для нас - реализаций гарантии бесплатного проезда на Кубке конфедераций стала своего рода пробным шаром. И в целом мы довольны, как болельщики отреагировали. Есть, конечно, непопулярные направления - например, поезд Санкт-Петербург-Сочи идет более двух суток, и многие болельщики предпочитают раскошелиться на авиабилет, чем трястись в поезде, пусть и со всеми удобствами. Уверен, эта услуга станет одной из главных "фишек" для болельщиков на чемпионате мира.
Наверняка будет организован спецтранспорт для болельщиков и в самих городах. Как это будет выглядеть?
Алексей Сорокин: Это будут основные маршруты болельщиков - бесплатные шаттлы из аэропорта в центр города и оттуда - на стадион. У каждого города своя программа. Но для болельщиков будут подготовлены специальные информационные материалы, в которых они смогут ознакомиться с возможностями бесплатного проезда во всех четырех городах.
Как восприняли новость о том, что пиво на стадионах все-таки разрешат? Даст ли это возможность дополнительно заработать?
Алексей Сорокин: Возможность продажи пива на стадионах - выполнение нашего маркетингового обязательства перед спонсорами. Для того чтобы это было реализовано, в наше национальное законодательство были внесены соответствующие изменения. Если же говорить о дивидендах, то скорее о репутационных - во всем мире болельщик в основном привык смотреть футбол с пивом в руке. Главное тут, как, впрочем, и везде - знать меру.
В Россию регулярно приезжают звезды мирового футбола для всевозможных акций перед ЧМ. Насколько охотно они это делают, и кто произвел наибольшее впечатление?
Алексей Сорокин: Частое появление звезд мировой величины в российских городах - это естественный процесс. Ведь на время проведения Кубка конфедераций и чемпионата мира Россия становится центром футбольной планеты. Во многом этому способствует реализация программы "Легенды ФИФА", которую придумала администрация нового президента Международной федерации футбола как раз для этих целей - популяризировать футбол с помощью его главной составляющей, легендарных, выдающихся игроков.
Благодаря ФИФА в России уже побывали чемпионы мира и обладатели Кубка конфедераций разных лет - Карлес Пуйоль, Марсель Десайи, Кафу, Жилберту Силва, Жулио Баптиста и многие другие. Но на меня наибольшее впечатление, конечно, произвел эффект Роналдиньо! Когда в середине прошлого месяца мы привезли в Казань Парк болельщиков Кубка конфедераций, в первые часы работы посмотреть на анонсированного обладателя "Золотого мяча" пришли более четырех тысяч человек - больше, чем на некоторые матчи "Рубина" этой весной! Представляете, что будет, когда в наши города приедут Лео Месси и Криштиану Роналду?
Талисман чемпионата Забивака, кажется, народу нравится. Можно уже сейчас понять, насколько удачным он получился и принесет ли он серьезную прибыль?
Алексей Сорокин: Кажется, с Забивакой мы попали в "яблочко" - я сужу по тому, насколько популярен этот волчонок у детей и взрослых. Мы активно используем Забиваку на всех наших мероприятиях, футбольных матчах сборной - кроме улыбок, позитивных эмоций и желания сделать "селфи" он ничего не вызывает. Что касается прибыли, то о ней можно будет судить после Кубка конфедераций - перед стартом турнира в городах и на стадионах откроются фирменные магазины атрибутики ФИФА, где в том числе можно будет купить и Забиваку в виде мягкой игрушки. Но сразу оговорюсь, все права, включая определение цены на фирменную атрибутику, принадлежат ФИФА.
Расскажите о волонтерской программе. Каков средний портрет будущих волонтеров? Сколько их и откуда они?
Алексей Сорокин: Мы приятно удивлены интересом к нашей волонтерской программе - заявки от желающих добровольно помогать организаторам мы получили от 177 000 человек из 190 стран мира (включая Россию) - это абсолютный рекорд в истории чемпионатов мира по футболу. 27% кандидатов - жители зарубежных стран. Нашему среднестатистическому волонтеру от 20 до 40 лет, при этом 59% кандидатов - женского пола. Всего в Кубке конфедераций примут участие 5844 волонтера, в ЧМ-2018 - более 15 000 волонтеров.
Не секрет, что очень малый процент россиян владеет иностранными языками. К чемпионату мира удастся эту ситуацию хоть немного исправить?
Алексей Сорокин: Мне кажется, что мы, россияне, себя недооцениваем и где-то даже принижаем. На примере Олимпийских игр в Сочи мы убедились, что многие наши соотечественники, конечно, не бегло, но говорят, могут изъясниться на английском, так что в этом смысле я спокоен.
Люди из сферы обслуживания, полицейские, продавцы и т.д. уже отправились на языковые курсы?
Алексей Сорокин: Насколько я могу судить, этот процесс как в Москве, так и в других городах-организаторах, идет. Например, в центре Москвы можно увидеть сотрудников туристической полиции, говорящих на английском, проходят курсы кассиры Московского метрополитена. В Саранске и других городах ЧМ сотрудники некоторых предприятий сферы обслуживания прошли и пройдут курсы иностранных языков, в первую очередь, английского.
Многие часто забывают, что чемпионат мира - мероприятие прежде всего ФИФА, а Россия предоставляет свою территорию и инфраструктуру. Как у вас налажено взаимодействие с ФИФА?
Алексей Сорокин: С ФИФА мы работаем и сотрудничаем как равноправные партнеры - в конце концов мы плывем в одной лодке. Несколько раз в год проходят заседания Совета Оргкомитета с участием представителей ФИФА. А на время проведения турниров, как, например, сейчас, мы круглые сутки работаем плечом к плечу. Мы стараемся прислушиваться друг к другу, консультируемся, обмениваемся мнениями. У коллег из ФИФА огромный опыт организации турниров, у нас - знание российской специфики.
Чья роль должна возрастать на последнем этапе подготовки - оргкомитета или ФИФА?
Алексей Сорокин: Это некорректный вопрос, потому что есть еще и регионы, государство, которые также вносят колоссальный вклад в подготовку и проведение турниров. Без их поддержки и помощи невозможна и малая часть того, что уже сделано! Что касается распределения наших с ФИФА ролей - то да, ФИФА больше вовлечена в непосредственную спортивную составляющую турниров и всем, что связано с билетной программой, телевещанием. При этом подготовкой стадионов, волонтеров, транспортной, гостиничной и иной инфраструктуры к Кубку конфедераций и ЧМ-2018, а также приведением ее в соответствие со стандартами ФИФА занимается Оргкомитет "Россия-2018", поэтому ставить вопрос таким образом я бы не стал.
Ваше самое заветное желание на ближайший год?
Алексей Сорокин: Провести лучший чемпионат мира в истории!