Первый проект регламентирует порядок ношения и применения оружия сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний. Второй регламентирует, как граждане начальники должны информировать прокурора о применении силы.
Все случаи применения силы берутся под строгий контроль. Заключенные, попавшие под дубинку гражданина начальника, получат возможность письменно изложить свое видение ситуации. У человека обязательно возьмут объяснение - для прокуратуры. Если он считает, что с ним обошлись несправедливо, это будет зафиксировано. Кроме того, по правилам после применения силы заключенного надо показать врачам.
Первый же документ особо оговаривает, что оружие должно выдаваться только тем сотрудникам, кто прошел специальную подготовку и проверку на профессиональную пригодность. То есть одного факта, что человек надел погоны, недостаточно. Носить форму, выполнять какие-то обязанности, это одно. А носить оружие - совсем другое, и неподготовленному гражданину начальнику доверять автомат нельзя.
Напомним, в этом году был принят закон, детально регламентировавший порядок применения силы сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний - ФСИН.
Многие эксперты увидели в этом документе расширение полномочий тюремного ведомства. Когда проект еще только обсуждался, критики заявляли, что новации якобы дают карт-бланш администрации казенных домов бить кого угодно и когда угодно и открывать огонь по малейшему поводу.
Представители минюста и ФСИН не стали отмахиваться от критики, а учли замечания во время доработки проекта. В итоге, по оценкам многих экспертов, в законе удалось выдержать баланс. С одной стороны, соблюдены требования безопасности. С другой - защищаются права человека.
Новые положения особо оговаривают, что персонал казенных домов вправе применять силу для пресечения неповиновения заключенных. Так что с гражданином начальником лучше не спорить.
При этом закон обязывает принять меры, чтобы обеспечить наименьшее причинение вреда заключенным. Правила обязывают обеспечить немедленную медпомощь пострадавшим и сделать все необходимое, чтобы медики зафиксировали телесные повреждения у заключенных. О каждом случае применения силы надо сообщать прокурору.
Отдельная глава в принятом законе посвящена гарантиям личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В угрожающих ситуациях (прописанных в законе) сотрудник вправе достать огнестрельное оружие. При попытке заключенного приблизиться, сократив указанное гражданином начальником расстояние, или вообще прикоснуться к оружию сотрудник вправе стрелять.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если их применение было признано правомерным. Однако заведомо незаконные приказы и распоряжения о применении физической силы, спецсредств и оружия выполнению не подлежат.
Перечень специальных средств, которые разрешено использовать сотрудникам ФСИН, будет установлен правительством. Закон прописывает и существенные ограничения на применение спецсредств. Бить по бунтующим заключенным водой из водометов нельзя при температуре ниже нуля. Не допускается нанесение ударов спецпалкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Нельзя тыкать электрошокером в область головы, шеи, солнечного сплетения, половых органов, проекции сердца.
Подготовленные минюстом проекты приказа приводят ведомственные акты в соответствие с новым законом. В документе, регламентирующем применение оружия, говорится, что "сотруднику запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника или иного лица".
Также сотрудник не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
О применении физической силы, специальных средств и оружия надо информировать в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов, прокурора. Если происшествие было зафиксировано на видеорегистраторы или иные штатные средства записи, такие материалы будут предоставлены в прокуратуру по запросу.