Фактически использована та же модель, что была выстроена в 2016 году, когда парижскому Центру Жоржа Помпиду была передана в дар российскими коллекционерами и художниками коллекция современного искусства СССР и России 1950-2000 годов (передача которой тоже, кстати, стала возможной благодаря Благотворительному фонду Потанина). Тогда речь шла о 357 произведениях 65 художников. На выставке, представляющей этот дар в Центре Жоржа Помпиду, между прочим, были и картины Эрика Булатова.
Может показаться, что масштаб событий несопоставим. Но, во-первых, лиха беда начало. А передача знакового полотна Булатова "Картина и зрители" открывает долгосрочную программу по пополнению коллекции музея "Меценаты и дарители - Третьяковской галерее".
И главный акцент в ней будет как раз на комплектовании фондов отечественного искусства ХХ века и нынешнего. Во-вторых, неплохо бы вспомнить, что в 2006 году Третьяковской галерее, чтобы сделать большую ретроспективу Эрика Булатова, понадобилось привезти его работы из 29 крупнейших европейских и американских музеев. В самой Третьяковской галерее картин Эрика Булатова, одного из самых известных художников ХХ века, почти буквально - раз, два и обчелся.
Есть две ранние работы. И еще одну работу "Тучи растут" он написал в 2006 году к 150-летию Третьяковской галереи по ее заказу. Поначалу ее собирались купить, но минкульт денег не нашел, и в итоге художник ее подарил.
В-третьих, полотно Булатова "Картина и зрители" - это фактически прямой диалог со знаменитой картиной Александра Иванова "Явление Христа народу". И в этом смысле она просто создана для пространства Третьяковки. И музей не замедлил это подчеркнуть. "Картина и зрители" выставлена в том же зале, где показывается полотно Александра Иванова.
Собственно, это выставка-встреча. Встреча двух веков, двух художественных направлений - академизма и концептуализма, двух художников и разных пониманий пространства картины.
Но поскольку внутри каждой картины главный сюжет тоже встреча (у Александра Иванова - встреча с Христом, у Эрика Булатова - встреча зрителей с картиной Александра Иванова), то диалог двух полотен оказывается захватывающим сюжетом.
В центре картины Булатова - отношения полотна Александра Иванова "Явление Христа народу" со стоящими перед ним экскурсантами.
Граница между полотном и залом исчезает. Люди перед картиной словно оказываются частью толпы, обернувшейся к Иоанну Крестителю.
Фактически Булатов достраивает еще один передний план, превращая пространство картины в анфиладу, в которую можно войти.
А зрители уже работы Булатова в свою очередь оказываются "втянуты" в пространство картины. Словом, с картины открывается, как "портал", вход в пространство нездешнее, в "предел вневременной".