Согласно федеральному закону максимальный размер участков, которые могут находиться одновременно у владельца личного подсобного хозяйства (ЛПХ), составляет полгектара. На местах вправе увеличивать его не более чем в пять раз. Этим воспользовались в Орловской области, где установлен предел в два с половиной гектара.
Многие владеют большими наделами. Как правило, это экс-колхозники или их наследники. Долгое время бывшие колхозные угодья считались "мертвым" капиталом и зарастали травой. Затем часть долей взяли в аренду агрофирмы. С владельцами в основном расплачиваются зерном.
Некоторые обрабатывают участки - порой довольно обширные - самостоятельно, выращивая зерно или травы на покос. За таких земледельцев и взялись власти. Идею опробовали в Сосковском районе. Члены межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости беседуют с владельцами ЛПХ и призывают их зарегистрироваться в качестве ИП или главы крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Рассказывают, что пользование излишними площадями приравнено к незаконному предпринимательству. Особенно когда для этого неофициально нанимают работников.
- В Сосковском районе многие владельцы личных хозяйств после таких бесед зарегистрировались как ИП и главы КФХ, - сообщил начальник областного управления труда и занятости Анатолий Майоров. - Теперь они обрабатывают в целом полторы тысячи гектаров пашни и выращивают до трех тысяч тонн зерна, что положительно сказывается на экономике района.
Недавно подобная "работа" началась и в других районах. Сельчанам объясняют пользу от смены статуса: фермеры и ИП имеют право на государственные субсидии. Деньги можно получить на покупку техники и скота, на строительство фермы. Чиновники вообще считают, что закон обязывает их понуждать граждан к созданию КФХ.
Однако не обходится и без сопротивления. В регионе были случаи, когда владельцы дробили большие наделы на участки по 2,5 гектара и регистрировали на родственников. Вместо одного КФХ на бумаге появляется несколько ЛПХ. Частники объясняют нежелание регистрироваться тем, что им придется столкнуться с надзорными органами, платить социальные взносы и налоги. Словом, "заполнять бумажки", чем они заниматься не хотят.
Однако могут ли власти заставить владельца ЛПХ зарегистрировать бизнес? Четких рычагов воздействия нет. До 2011 года в ФЗ-122 "О личном подсобном хозяйстве" была предусмотрена обязанность при превышении максимального размера участка регистрировать фермерское хозяйство. Но затем эту норму из него исключили. Количество частных хозяйств стало расти.
- Сейчас в пользовании ЛПХ находится 3,8 процента сельхозугодий Орловской области, - рассказал региональный бизнес-омбудсмен Евгений Лыкин. - Они производят почти 90 процентов всех овощей и картофеля. Для многих это единственная возможность прокормить себя, особенно в деревнях, где нет крупных предприятий.
По его словам, ЛПХ - неотъемлемая часть экономики региона. Целесообразнее помочь им с реализацией продукции. Это главная проблема крестьян. Их не пускают на рынок, нередко заставляют торговать через систему потребкооперации. Статус главы КФХ даст определенную независимость, но сбыта не гарантирует. К тому же вести ЛПХ проще - достаточно указать его в похозяйственных книгах, за которыми следят органы местного самоуправления.
В управлении Россельхознадзора рассказали, что к ответственности владельца ЛПХ можно привлечь, например, за неиспользование земли для ведения сельского хозяйства. Но не предусмотрена процедура изъятия "лишних" гектаров. Надел могут отобрать за многолетние сорняки, да и то по суду. Пока на Орловщине был только один такой случай. В Троснянском районе собственника лишили права пожизненного наследуемого владения участком площадью 100 гектаров.
- Земля может быть изъята, если она не используется по назначению в течение трех и более лет подряд с момента выявления такого факта, - говорит начальник отдела государственного земельного надзора Ольга Бавур. - Также недавно была ужесточена административная ответственность. Штраф для физических лиц теперь составляет от 20 до 50 тысяч рублей.
Владельца ЛПХ могут оштрафовать за нарушение экологических норм и законов об охране и мелиорации земель. Но это лишь косвенные меры воздействия, не имеющие отношения к превращению ЛПХ в КФХ. Ответственность предусмотрена для всех, будь то частник или агрофирма. Варьируются лишь размеры штрафов. Жестким санкциям предшествует обязательная процедура.
Инспектор должен выдать предписание об устранении нарушений. На это отводится определенный срок. Если нарушитель не исполнил требования, к нему могут применить санкции. Изъять землю не просто. Уловки существуют и тут. Можно скосить на заброшенном участке траву и заявить, что он используется для выращивания кормов. Впрочем, хитрости удаются редко, поскольку нарушения годами тщательно фиксируют при помощи техники.
- Одно из самых распространенных правонарушений - невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии, от чего участки зарастают сорняками и деревьями, - уточнила Ольга Бавур.
По ее словам, в последние годы в оборот вовлекается все больше угодий. Так, в 2016 году в Орловской области было выявлено 8000 гектаров неиспользуемых земель, из которых 83 процента уже "работают" в АПК. В текущем году найдено 568 брошенных собственниками гектаров. Агрофирмы все реже нарушают закон об обороте земель. Штрафы для них с текущего года составляют от 400 до 700 тысяч рублей. Поневоле задумаешься, стоит ли забрасывать поле.
Селяне оказались меж двух огней. Не засеешь "лишние" гектары - оштрафуют, засеешь - потребуют зарегистрировать КФХ. Вот и выбирай, что лучше. Члены межведомственной комиссии рассказывают им о потенциальной выгоде. Например, ЛПХ, в отличие от ИП, не подпадает под мораторий на проведение проверок. Пугают ответственностью за незаконное предпринимательство.
Так или иначе, за прошедший год количество КФХ и ИП возросло почти на 12 процентов. Для статистики, ведущей учет предпринимателей, отличный показатель. Однако методы вызывают вопросы. Закон гласит, что "вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается".
- На сегодняшний день закон не заставляет владельцев личных подсобных хозяйств регистрироваться в качестве ИП или главы КФХ, - пояснил юрист одного из агропредприятий Евгений Бывшев. - Им предоставлено такое право, но не возложена соответствующая обязанность.
Это одна из причин, по которой нарушителя нельзя привлечь к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Правовые акты устанавливают ограничение размера участка для ведения ЛПХ, но санкций за его превышение не предусмотрено. Пока такая юридическая коллизия существует, виновнику по большому счету ничего не грозит.
Кроме того, понятие ЛПХ определено законодательно - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельхозпродукции. Статья 2 закона № 112-ФЗ четко гласит: "реализация гражданами сельхозпродукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью".
- Нельзя также забывать о той важной роли, которую играют малые формы хозяйствования, - считает Евгений Лыкин. - Более 33 процентов населения Орловской области - это сельские жители. У нас зарегистрировано свыше ста тысяч личных подсобных хозяйств.
Это в сто раз больше, чем количество КФХ, и в 20 раз больше общего количества ИП и малых предприятий в регионе. На них держится село. Конечно, не в каждом ЛПХ наделы превышают предельные два с половиной гектара. Однако масштаб проблемы все же велик. Потенциально стать фермерами могут потребовать от сотен земледельцев. Если они откажутся и начнут бросать участки, на пользу экономике это не пойдет.
Депутаты облсовета рассматривали просьбу владельцев ЛПХ увеличить предел до пяти гектаров. Такие доли в основном достались сельчанам после развала колхозов. Но регионы не вправе решать подобные вопросы. Необходимо ввести ответственность за пользование "лишними" гектарами либо что-то сделать с ограничениями. Например, увеличить предел или вернуть норму, существовавшую до 2011 года и обязывающую регистрировать КФХ.
Елена Рыбалкина, старший помощник прокурора Орловской области по взаимодействию с представительными и исполнительными органами власти:
- В декабре 2016 года были внесены изменения в закон "Об определении муниципальных образований Орловской области, на территории которых земельные участки предоставляются гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в безвозмездное пользование". Согласно ему такие участки предоставляются на срок не более чем шесть лет. Земля предоставляется в поименованных в законе сельских поселениях 20 муниципальных районов.
По данным регионального департамента сельского хозяйства, в Орловской области в 2016 году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами произведено продукции в действующих ценах на сумму 21,2 миллиарда рублей, что составляет 28,9 процента от объема производства АПК по области. Они произвели 571 тысячу тонн зерновых и зернобобовых культур, 364,7 тысячи тонн картофеля, 71,4 тысячи тонн овощей и 27,3 тысячи тонн сахарной свеклы. По данным ТУ Россельхознадзора, на 1 января 2017 года неиспользуемая площадь земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области составила 28,4 тысячи гектара.