Борьбу с несанкционированной рекламой власти начали несколько лет назад. Но наибольшую активность стали проявлять в 2015 году, когда в мэрии разработали "Положение о размещении рекламных и информационных конструкций". Документ регламентировал не только внешний вид вывесок, но и перечислил места, где они могут быть установлены.
Главный архитектор Белгорода Галина Горожанкина всю рекламу, которая не соответствует этому регламенту, называет несанкционированной и считает, что город нужно избавить от такого "позора".
- Торговые сети не должны заклеивать свои витрины баннерными сетками, пленками, - приводит пример она. - Надо красиво оформлять витрины - необходимо привить такую культуру. Не следует завешивать огромными баннерами и фасады. Они должны нести архитектурную нагрузку, а не искажаться несистемной рекламой.
Горожанкина обращает внимание, что все конструкции - и рекламные, и информационные - продукт дизайнеров. И то самое "Положение", к сожалению, прочитали не все представители рекламных агентств: ведь в городе то и дело появляются конструкции, которые нарушают правила.
- Вывески на фасадах и информационные стенды - отдельная тема. Мы запретили использовать световые короба и баннеры, теперь это должны быть отдельно размещаемые световые буквы, - продолжает она. - Это сразу решает две проблемы - не загромождает фасад, а дополняет его и в ночное время дает возможность совершенно по-другому воспринимать улицы города. Такая подсветка делает его иным. Я понимаю, что многое зависит от дизайнеров, и мне хочется сказать им: что вы творите, ребята? Давайте делать нормальную рекламу!
Чиновница уверена, что и на клиента, заказывающего световой короб, можно повлиять, сформировать, таким образом, определенную культуру у предпринимателей, которые стремятся выделить свою торговую точку в ряду других. Ведь можно сделать, чтобы вывеска смотрелась стильно.
За два года белгородские власти демонтировали более трех с половиной тысяч рекламных конструкций. Но если раньше стоило убрать один баннер, как на его месте сразу появлялся такой же, то теперь все иначе. Дело в том, что бизнесу равнодушно относиться к требованиям властей стало накладно. Так, если несанкционированную рекламу выявили в первый раз, штраф составит 80 тысяч рублей. Если же "позорную" вывеску обнаружили повторно - 200 тысяч. Только за два последних месяца юрлица перечислили в качестве таких штрафов более миллиона рублей. Зато город уже не так пестрит ядовитыми красками рекламы.
Яркий пример - так называемый "Дом быта" на улице Преображенской. До последнего времени никто и не задумывался о том, как выглядит настоящий фасад этого здания, - ведь он представлял собой гигантскую "доску объявлений".
- Да что там говорить, тут на каждой ступеньке была реклама, - напоминает начальник отдела административного контроля комитета по управлению Западным округом Белгорода Галина Моисеева. - Всех оштрафовали. Главная сложность вот в чем: у объекта несколько собственников. Собрать всех и каждому объяснить, растолковать, как нужно поработать с рекламой, - было очень тяжело. Но управляющая компания этого здания с пониманием отнеслась к нашим требованиям. Был разработан паспорт объекта, все несанкционированные конструкции демонтировали.
К слову, за все работы предприниматели заплатили сами. И хотя это вылилось в круглую сумму, теперь "Дом быта" глаз не режет, а предприниматели не боятся повторных санкций.
Галина Горожанкина подчеркивает: без штрафов никак нельзя.
- Это существенный инструмент, который учит жить по правилам, - считает она. - Да, звучит жестко. Но мы давно работаем над благоустройством, созданием комфортной городской среды. А какой тут может быть комфорт, если все залеплено рекламой низкого качества?
Объяснить это бизнес-сообществу - непростая задача. Сейчас, пожалуй, только кофейни выделяются собственным стилем вывесок и "призывных" меловых досок. Лаконично, просто и в то же время атмосферно. Только вот понимание этого пока доступно не всем. Белгородские предприниматели до сих пор в поисках "имиджа" для собственного бизнеса.
- Когда я решила открыть парикмахерскую, долго выбирала место, и знаете, все меня отталкивало что-то, - рассказывает Ирина Букина. - Муж, который мне этот бизнес и подарил, в один момент понял, в чем дело: "Не смотри ты на интерьеры и вывески. Сама потом сделаешь все как захочешь". И вот я "прозрела": за этими аляповатыми пленками я даже разобраться не могла - будет мне тут комфортно работать или нет. Но потом, когда сама уже оформляла салон, задумалась - как избежать повторения ошибок предыдущих владельцев? И тут вдруг пришлось случайно к подруге в Европу съездить. Увидела один салон и поняла: тоже так хочу. Никакой рекламы - стеклянная стена от пола до потолка, и все видят, как дамы сидят за столиком в ожидании мастера. Такая, знаете, атмосфера вечного девичника. Я не хочу сказать, что сделаю так же. Я сделаю лучше.
Предпринимательница уже все продумала, процедуру согласования рекламы с властями узнала в подробностях.
- Ничего сложного, - делает вывод Букина. - Паспорт можно самой заполнить, а можно заплатить - и это сделают за меня. Я еще не решила, как поступлю, но точно знаю- моя реклама не будет вызывающей. Никаких "кричащих" пленок с нарисованными ногтями метрового размера, никаких ядовитых цветов…