Как пояснили в ведомстве, это компактные сооружения площадью до 1200 квадратных метров, оснащенные коммуникациями, системами управления и способные разместиться практически на любых площадках в жилых кварталах. Предполагается, что ряды будут предлагать весь набор востребованных товаров и услуг. То есть рядом с продуктовыми магазинчиками откроются точки питания, сферы услуг и развлечений. Но в отличие от торговых центров галереи будут компактнее, а само пространство - организовано максимально емко.
По мнению разработчиков проекта, сегодня в традиционной жилой застройке городов очевидно не хватает мест для организации цивилизованной торговли, максимально приближенной к потребителям. Причем острее всего проблема стоит на окраинах городов, где до сих пор отсутствуют площадки для открытия хороших магазинов и кафе.
- Эту идею мы разрабатываем с 2013 года, но ее основа сложилась в нашей стране исторически, - рассказал на Неделе российского ретейла, прошедшей в Москве с 5 по 8 июня, заместитель директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции минпромторга РФ Никита Кузнецов. - Торговые ряды были в дореволюционное время, объединяя разные виды товаров и промыслов. Советская застройка не предполагала необходимых площадей, поэтому сейчас малая торговля вынуждена ютиться в тех местах, которые совсем для этого не предназначены. Нужно уходить от этого дефицита и развивать потребительский рынок как сегмент экономики. Торговые ряды призваны объединить владельцев ларьков, небольших павильонов под одной крышей и стать точкой притяжения для населения.
В этой связи представителям министерства и участникам Недели ретейла показался интересным опыт Ярославля, где началась замена устаревших нестационарных торговых объектов на павильоны и киоски, построенные по единому образцу и с обязательным благоустройством прилегающей территории.
- Наш опыт отмечен на федеральном уровне и рекомендован минпромторгом в качестве примера для других городов, - рассказал по итогам Недели мэр Ярославля Владимир Слепцов. - Учитывая экономические условия, мы пошли навстречу бизнесу, снизили вдвое стоимость аренды земельных участков под НТО, а срок аренды, наоборот, увеличили, убрали все бюрократические барьеры, создали прозрачные и единые условия для всех. Владельцы торговых точек со своей стороны меняют старые ларьки на современные павильоны и благоустраивают территорию вокруг. От этого выигрывают все: и город, который должен соответствовать статусу столицы Золотого кольца, и покупатели, получающие качественную услугу, и предприниматели, развивающие ликвидный бизнес в условиях честной конкуренции.
По словам главы города, чтобы и дальше поддержать форматы малой торговли, Ярославль станет пилотной площадкой по созданию торговых рядов - галерей, что даст возможность покупателям приобретать необходимые товары в одном месте, а фермерам, которым очень сложно противостоять крупным поставщикам сетевых магазинов, - получить дополнительный канал реализации своей продукции.