Стало известно, как формируется цена на поездку Uber

9 июня в Москве прошла открытая лекция Дмитрия Измайлова, генерального директора Uber в России. Эксперт рассказал о том, как онлайн-сервисы по заказу такси меняют городскую инфраструктуру, и дал прогноз по поводу будущего таких сервисов в России.

По инициативе Uber Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан в сотрудничестве с Казанским федеральным университетом и экспертами ВШЭ и Европейского университета Санкт-Петербурга провели экономическое исследование рынка городского передвижения и влияния  В пяти крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск и Екатеринбург) были опрошены клиенты и водители сервиса. Выяснилось, что средний возраст пользователей приложения составляет примерно 30 лет, при этом у каждого третьего есть ребенок до 18 лет. Именно с этим связано появление сервиса заказа автомобилей с детским креслом UberKIDS, впервые запущенного в Ростове-на-Дону, а затем в марте текущего года - в Москве.

Несмотря на то, что общественный транспорт остается наиболее популярным способом передвижения (его предпочитают 60,4 процента опрошенных), многие прибегают к услугам такси для преодоления "первого и последнего километра", то есть добираются до станций метро на такси, а затем пересаживаются на городской транспорт и наоборот. Второй по популярности способ передвижения по городу - поездки на личном транспорте, а на третьей строчке списка оказались поездки на такси.

Исследование показало, что обеспеченность жителей Москвы такси составляет всего 4,8 машины на тысячу жителей. Это меньше, чем в других городах, таких как Санкт-Петербург (7), Екатеринбург (5,9) и Казань (5,7). Для сравнения, в Нью-Йорке и Лондоне аналогичный показатель составляет 12. Исходя из этих данных эксперты сделали вывод, что рынок такси в Москве обладает потенциалом к росту, как минимум, в 2,5 раза.

После лекции Дмитрий Измайлов рассказал РГ о том, как формируется цена поездки, от чего зависят скидки и как используются геоданные пользователей приложения.

В феврале этого года мы ввели новую функцию - точную стоимость поездок, которую пользователи видят в приложении заранее, до подтверждения заказа. Благодаря этому ценообразование сейчас стало еще более прозрачным и удобным для клиентов. У нас есть стандартные тарифы, которые в Москве не менялись последние три года. Параметры расчета известны, они есть на сайте: 50 рублей за подачу автомобиля, 8 рублей за минуту в пути и 8 рублей за километр для uberX.

В условиях нормального спроса стоимость поездок рассчитывается именно по этим базовым тарифам. Но платформа постоянно отслеживает соотношение спроса и предложения и при необходимости применяет динамические коэффициенты, чтобы обеспечить возможность заказа автомобиля даже в моменты пикового спроса.  Платформа оповещает водителей о том, в каких районах отмечается повышенный спрос (например, в плохую погоду, после футбольного матча и т.д.). Это помогает сделать систему более совершенной и снизить время ожидания машины.

Как действуют специалисты Uber в случае, если происходят ЧС в городе и повышается спрос на такси?

В таком случае должна оперативно реагировать команда. Система реагирует на спрос, но не может оценить его причины, поэтому сотрудники следят за новостями, чтобы своевременно отключить повышающие коэффициенты. Мы стараемся помочь людям, оказавшимся в сложной ситуации, и часто делаем поездки из зон ЧП бесплатными для пассажиров, оплачивая при этом работу водителей и привлекая дополнительные машины на линию.   

От чего зависят скидки, которые предоставляются пользователям приложения?

Скидки зависят главным образом от уровня спроса в отдельных частях города. Мы используем данные о спросе на поездки, чтобы оптимально распределять автомобили.

Представители Uber утверждают, что местоположение пользователей фиксируется только во время поездки и спустя 5 минут после ее завершения. Как используются эти данные?

Для того, чтобы улучшить качество сервиса и для того, чтобы точно знать, где клиент ожидает такси, Uber считывает геолокацию за 5 минут до и 5 минут после поездки. Сейчас компания тестирует новый сервис Uber Movement, и мы стараемся сделать так, чтобы он заработал в Москве. Это продукт, который фиксирует передвижения автомобилей и показывает, как движутся по городу потоки машин. Мы хотим, чтобы эти данные использовались для планирования поездок, расширения дорог, постройки новых парковок и так далее. Эта информация будет доступна только правительству.

С 1 июня 2017 года водителям такси без прав российского образца запретили работать профессиональными шоферами. Как это отразилось на Uber?

Произошли некоторые изменения в работе сервиса, однако это временное явление. Теперь нам необходимо привлекать больше водителей для работы, и это определенный стресс для команды, которой нужно работать быстрее и эффективнее. В целом новая норма не оказала существенного влияния на работу Uber, мы можем видеть это по времени подачи автомобилей, которое по-прежнему составляет около 5 минут, - и в Москве, и в среднем по России. Повторюсь, в долгосрочной перспективе это изменение не отразится на работе сервиса.

В перспективе Uber хочет помочь людям отказаться от личного авто, чтобы улучшить ситуацию на дорогах. Насколько это реальная задача в мегаполисах и маленьких городах России?

Такси не сможет заменить личный автомобиль во всех ситуациях, мы никогда к этому не придем. Скорее всего, произойдет частичная замена. Постепенно большинство людей придут к пониманию, что им нужен не автомобиль как таковой, а поездки. И если эта услуга станет доступна в любом месте в любое время суток, необходимость в автомобиле у большинства горожан просто отпадет.  Это изменение восприятия уже происходит: наше исследование в пяти городах показало, что более половины респондентов в Екатеринбурге, Казани и Санкт-Петербурге пользуются Uber, потому что считают его хорошей альтернативой личному автомобилю.

Как Uber мотивирует водителей работать больше?

Задача компании мотивировать водителей находиться на линии в нужное время, когда спрос наиболее высокий. Например, водитель, который отработал с 12:00 до 17:00, получает информацию о том, что если бы он отработал те же пять часов, но с 14:00, то заработал бы на 10-15 процентов больше. Никто не может обязать его работать именно в этом время. Мы просто предоставляем необходимую информацию, которая поможет сделать оптимальный выбор. Для нас это важно, так как чем больше водитель зарабатывает на платформе, тем меньше шанс, что он уйдет в другой сервис.

Недавно в Москве запустили UberEATS, позволяющий заказывать еду с доставкой. Какие еще напрямую не связанные с такси сервисы собирается запускать компания?

Действительно, UberEATS был запущен в феврале 2017 года и очень успешно развивается. Сейчас есть уверенность, что этот проект можно и дальше масштабировать, и он станет одним из важных направлений в работе Uber.  Большой потенциал есть и у сервиса для перевозки грузов UberFREIGHT. Также в нескольких городах тестируется сервис под названием UberRUSH  - доставка посылок из одной точки в другую, но он пока находится на ранней стадии развития. Мы хотим, чтобы когда-нибудь бизнес мог использовать UberRush как собственную доставку. Любая вещь, которую можно доставить, станет доступна большому количеству людей. На наш взгляд, это очень перспективное направление.