The National Interest: Как Россия может выиграть войну в Арктике

Россия остается единственной страной в мире, армия которой наилучшим образом подготовлена к военным операциям в Арктике. Об этом в издании The National Interest пишет аналитик Роберт Фарли.

Эксперт привел "смертельный набор возможностей", которыми РФ сможет отстаивать свои интересы в Северном Ледовитом океане.

Ледоколы

Суда этого класса являются самыми важными для доступа в Арктическую зону, а Россия обладает самым обширным ледокольным флотом в мире. Роль этих кораблей еще больше возрастает с повышением интереса к коммерческой эксплуатации региона. Тем более учитывая глобальное потепление, в результате которого лед дрейфует и становится непредсказуемым. В таких условиях поддержки ледоколов для выполнения своих обычных задач потребуют как гражданские, так и военные суда.

- Россия лучше всех сможет гарантировать глобальный доступ к Арктике. Она имеет в своем распоряжении океанские ледоколы, обладающие достаточной мощностью и дальностью для поддержки экспедиций во всем регионе. Для сравнения для США доступны лишь три ледокола собственной береговой охраны и небольшое число таких кораблей береговой охраны Канады, - отмечает Фарли.

Субмарины "Акула"

Подводные лодки этого проекта автор публикации назвал "монстрами, способными нести огромный арсенал вооружений". Несмотря на свой возраст, "Акулы" могут эффективно вести противолодочную борьбу, как подо льдом, так и в открытом море. Эти подлодки могут применяться и против надводных судов с помощью крылатых ракет.

У "Акул" есть существенный недочет - более высокий по сравнению с западными образцами уровень шума. Но это компенсируется размерами субмарины и ее массой полезной нагрузки.

МиГ-31

Несмотря на постепенное таяние ледников, арктические условия не позволяют проводить воздушные операции с использованием авианосцев. Это повышает значимость самолетов наземного базирования. МиГ-31 отлично подходит для этих целей, пишет Фарли.

Действуя с приграничных с регионом баз, истребитель-перехватчик охватывает большую территорию. Радиус его боевого применения составляет около полутора тысяч километров. Максимальная скорость, которую самолет способен развивать на высоте, достигает 3 тысяч километров в час (2,83 Маха). У МиГ-31 превосходная маневренность и улучшенные радары, что придает ему огромное превосходство в воздухе.

- Безусловно, российский истребитель испытает трудности при встрече с американскими самолетами пятого поколения и поколения 4+. Но последних просто там не будет при отсутствии наземных баз, - резюмировал эксперт.

Ту-95 / Ту-142

Один из самых старых в мире боевых самолетов Ту-95 и его морская модификация Ту-142 могут абсолютно спокойно себя чувствовать в "мрачном небе Арктики". Благодаря своему радиусу боевого применения "Медведь" способен работать далеко за пределами досягаемости бортовых и наземных истребителей.

Классический Ту-95 несет противокорабельные и крылатые ракеты. Ту-142 можно задействовать в противолодочных операциях. Россия планирует использовать этот самолет еще несколько десятилетий, используя проверенный вариант контроля над морем.

Силы особого назначения

Применение крупных подразделений пехоты или соединений с бронетехникой в условиях Арктики практически невозможно. На первый план здесь выходят небольшие боевые формирования, подготовку которых Россия активизировала в последние годы. Такие команды, доставляемые в район подводными лодками, самолетами или надводными кораблями, могут брать под контроль и удерживать труднодоступные территории, осуществлять разведку и нарушать средства связи противника. Кроме того, на спецпродразделения могут возлагаться поисково-спасательные миссии.