В каждой школе или в саду есть дети, чьих родителей никто не видит. На собрания и утренники к этим ребятам ходят бабушки-дедушки или другие родственники. Но только не мама с папой. Если родительский комитет ищет телефон мамы, педагоги отводят глаза: "Что вы, какая мама, там бабушка одна тянет ребенка".
Стыдясь своих неблагополучных детей, бабушки-дедушки растят внуков на скромные пенсии. Обращаться за помощью в соцорганы боятся, не дай бог, те лишат дочь или сына родительских прав. Чиновникам тоже проще до поры до времени закрывать глаза. Такая ситуация в башкирском селе Канлы-Туркеево Буздякского района обернулась трагедией.
…Зульфия уверена: глава сельсовета украл у нее внучку. Пять лет растила бабушка Алсу, а сейчас ребенок в детдоме. "Да, мать у нее пьющая, допрыгалась, посадили ее. А внучка здесь причем?" - возмущается бабушка.
Дочь и не жила с ними, и помощи от нее не было. С двух лет девочка у бабушки, но пособий на ребенка она не получала. Спасала пенсия да свое хозяйство - коровы, гуси, куры.
Вот только соседи жить спокойно не давали. Цыплят воровали, картошку выкапывали, зимой даже сено из сарая таскали.
Сколько лет все это продолжается, но ведь не докажешь ничего... Теперь соседи и до внучки добрались. Сообщили "куда следует", что девочка одна гуляет. "Так не маленькая, семь лет скоро", - удивляется бабушка. Но однажды примчался глава сельсовета Гали Шагалиев, увидел Алсу на улице и увез ее.
Бабушка бросилась к участковому, тот рассказал, что дочь Зульфии недавно осудили за воровство и отправили в колонию. В органе опеки объясняют, что прав на ребенка мать не лишена, но все равно девочка осталась без родительского попечения. Поэтому ее отправили в приют.
Бабушка понять не может. Сколько лет никому дела не было, что матери девочка не нужна. А сейчас вдруг вспомнили про "отсутствие родительского попечения".
Уже целый месяц внучка в приюте. Плачет, просится домой. И не наездишься к ней - приют за 80 километров от дома. Говорят, скоро в другой переведут, еще дальше. Зульфия боится, что и там внучка долго не задержится - хорошенькой шестилетней девочке, только что привезенной из дома, быстро найдут приемную семью.
Оставить Алсу с бабушкой, сказали, не имеют права. "Вы не являетесь ее законным представителем, ими могут быть только родители. Или опекуны", - объясняют официальные лица.
Бабушка никогда не думала оформлять опеку над внучкой, но что делать, если по-другому девочку не вернуть.
"Может, меня ее опекуном сделаете? - спрашивает Зульфия. - Что надо? Какие-то бумаги собрать?" Но сотрудники опеки лишают ее последней надежды: "Старая вы уже, - говорят они 65-летней женщине. - Да и соседи жалуются, что вы за ребенком плохо смотрите".
Зульфия совсем запуталась. Все эти годы работники опеки ни в чем ее не упрекали. А теперь они верят тем, кто у нее цыплят ворует. Целый месяц она пишет жалобы - в прокуратуру, в полицию, Уполномоченному по правам ребенка при президенте Анне Кузнецовой. Из МВД Башкирии пришел ответ, что внучка "находится на полном государственном обеспечении, противоправных действий в отношении нее не совершалось". Поехала к местному уполномоченному по правам ребенка Милане Скоробогатовой, куда спустили жалобу из Москвы. Но сотрудники уполномоченного лишь отругали за то, что везде жалуется.
Постепенно из всех разговоров и переписки бабушка что-то узнает. Что возраст не преграда для кандидата в опекуны. Но надо написать заявление, что она хочет быть опекуном, а не просто прийти и спросить. Узнала Зульфия, что бывает предварительная опека, и оформляется она проще и быстрее. Бабушка пишет заявление и снова ждет, когда его рассмотрят. А внучка больше месяца ждет, когда бабушка заберет ее из приюта.
На очередной комиссии, где решалась их судьба, Зульфия взмолилась: "Откуда мне знать, какая там бывает опека. Я ведь не юрист, откуда мне знать все эти законы!" "Незнание закона не освобождает от ответственности", - ответ официальных лиц записал диктофон, который бабушка уже научилась прятать в сумке.
Ольга Митирева, юрист, специалист по семейному устройству:
- Пять лет чиновников все устраивало, а потом перестало. Часто ради цифр статистики и экономии бюджетных денег органы опеки злоупотребляют юридической неграмотностью и робостью бабушек. Героиня истории могла пять лет получать пособия на внучку, а не выживать вместе с ней на одну пенсию. У бабушки по-быстрому отняли ребенка вместо того, чтобы помочь все правильно оформить.
Многие заблуждаются, что опеку можно оформить только над ребенком, чьи родители лишены родительских прав. На самом деле это не так. Достаточно только установить факт того, что ребенок остался без родительского попечения. Этим занимаются органы опеки и попечительства.
Если вы оказались в подобной ситуации, необходимо предпринять следующие шаги.
- Принести заявление о том, что вы воспитываете ребенка в одиночку. К заявлению необходимо приложить доказательства асоциального образа жизни родителей, например, справку от районного педиатра, из школы, заявления соседей. Все, что показывает, что ребенок заброшен и о нем заботятся только родственники. Одновременно пишете заявление с просьбой назначить себя опекуном ребенка.
- Органы опеки все проверяют - ищут родителей, беседуют с ним, опрашивают соседей. Это их работа, они обязаны подтвердить или опровергнуть вашу жалобу.
- Если органы опеки установят, что с родителями все нормально, но у них есть уважительные причины, по которым они в данный момент не могут заботиться о ребенке (например, папа уехал на заработки, а мама на долгое время попала в больницу), тогда кто-то из родителей должен написать заявление о том, чтобы бабушка была опекуном. Это так называемая "опека по соглашению". Вы не получаете в этом случае никаких пособий на ребенка.
- Если все-таки органы опеки установили факт отсутствия родительского попечения, то рассматривают второе ваше заявление - о назначении вас опекуном. Приходят к вам домой, составляют акт осмотра жилищных условий. В зависимости от выбранной формы опеки могут понадобиться и другие документы.
- Если в результате вы оформили опекунство, то будете получать пособие на содержание ребенка. Дойдет ли дело до лишения или ограничения родителей в их правах на детей - это уже забота органов опеки.
Тем временем
Каждый год в детдома опекуны возвращают более 5 тысяч детей. Больше половины этих случаев - из-под родственной опеки. Чаще всего возвращают подростков. Дети вырастают, и бабушки уже с ними не справляются. Потому что легче растить трехлетнего малыша в 60 лет, чем в 70 - тринадцатилетнего парня.
Родственная опека "генерит" большинство возвратов, уверяют специалисты. Поэтому в Минобрнауки РФ хотят обязать близких родственников проходить обучение до того, как оформить опеку.
Однако у этой инициативы есть и свои противники, которые утверждают, что гораздо полезнее не обучение до принятия ребенка, а сопровождение после. Если родственники раньше с ребенком проживали, хорошо с ним знакомы, какой смысл в том, чтобы их предварительно обучать. А вот если сопровождение уже оформленной "бабушкиной приемной семьи" включает психологическую, педагогическую помощь, а также юридическую поддержку, поломанных судеб станет меньше. Цикл воспроизводства непутевых родителей прервется.