Как следует из материалов дела, в октябре 2015 года Савченко признан виновным в преступлениях, связанных с наркотиками, и обжаловал приговор. Однако государственный обвинитель через три месяца подал замечания на протокол судебного заседания и ходатайствовал о восстановлении срока их подачи. Суд замечания принял, хотя решение о восстановлении пропущенного срока принимать не стал, и дело вернулось в райсуд. Савченко и его адвокаты оспорили факт, что пропущенный срок не был восстановлен должным порядком. Суды общей юрисдикции в удовлетворении этой жалобы отказали: по закону этот трехдневный срок не является пресекательным и может продлеваться. Тогда Савченко попросил КС проверить на соответствие Конституции норму в целом: нет ли в ней нарушения права гражданина на государственную и судебную защиту, принципа равенства перед законом.
- Савченко фактически оспаривает законность и обоснованность решения суда, - считает полномочный представитель Государственной Думы в КС РФ Татьяна Касаева. - Замечания к протоколу - это технические исправления, описки, неточности, они не могут существенно повлиять на позицию суда.
В свою очередь, полномочный представитель Совета Федерации Андрей Клишас отметил, что в материалах дела не содержится указаний на то, какие именно негативные последствия для обвиняемого Савченко повлекло отсутствие формального решения о восстановлении пропущенного срока подачи замечаний к протоколу. По мнению сенатора, оспоренная норма Конституции соответствует, но законодатель вправе систематизировать судебную практику и установить более жесткие рамки. К примеру, определить длительность периода, когда восстановление срока подачи замечаний к протоколу состоявшегося судебного решения возможно, или запретить его восстанавливать, если дело уже направлено в апелляционную инстанцию.
- Сначала суд должен был рассмотреть возможность восстановления пропущенного срока, а уж затем замечания по существу, - отметил и представитель президента РФ Михаил Кротов. - В деле заявителя имеются дефекты организационного порядка, но это не предмет рассмотрения КС.
Кроме того, если бы замечания гособвинителя даже были отклонены, они все равно стали бы приложением к решению суда для изучения в апелляционной инстанции, отметил представитель Генеральной прокуратуры Татьяна Васильева. Позиция КС РФ по данному вопросу будет официально объявлена позднее.