По оценкам экспертов, в денежном выражении выигрыш будет не столь существенным, как от сделки с ОПЕК, а вот на объемах нефтедобычи это, скорее всего, отразится негативно. Положение, по которому увеличенная ставка НДПИ на нефть в размере 428 рублей за тонну сохраняется до 31 декабря 2020 года, предложено в законопроекте Минфина. Комиссия при правительстве 13 июня одобрила документ, указав, что меры приняты "в целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы".
В 2017 году, по налоговому законодательству, действует надбавка к НДПИ в размере 306 рублей, в 2018-м она составит 357 рублей, в 2019-м - 428 рублей. Дополнительные доходы от этих мер оцениваются примерно в полтриллиона рублей суммарно за три года.
Изначально новое слагаемое в расчете НДПИ Минфин предлагал в "Основных направлениях налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", где указывал, что надбавка "в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти" в Западной Сибири и Коми, также "значительный объем запасов" может выпасть из промышленного оборота.
В том же документе ведомство предлагало компенсацию нефтяникам в виде полной отмены экспортной пошлины на нефть и корректировки акцизов. Нефтепереработке, которая в этом случае лишится таможенной субсидии, предлагалось компенсировать потери "отрицательными" акцизами на нефть. Но срок действия дополнительного слагаемого Минфин решил продлить вопреки собственным рекомендациям. "Такое предложение выглядит странным и противоречит предыдущим дискуссиям в правительстве о смягчении налогового бремени для российских нефтепроизводителей, поскольку нефтяники перестали получать выгоду от слабого рубля в 2016-2017 годах, - указывают аналитики "АТОНа". - Это предложение должно найти поддержку в кабинете министров и Госдуме, но если оно материализуется, это будет негативно для российских нефтяных компаний в целом, поскольку вновь подтвердит абсолютную нестабильность и "ручное управление" налоговой системой в российском нефтегазовом секторе".
Минфин понимает, что существует необходимость в повышении налоговых поступлений в бюджет на 2020 год за счет роста НДПИ, а предложение сделать это в 2017 году продиктовано желанием обозначить перспективы налоговых условий для компаний, считает эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Александр Амирагян. Но проблема заключается в том, что добавка увеличивает НДПИ на всю добываемую нефть, включая маржинальные проекты с низкой рентабельностью, подчеркивает главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Так, валовая налоговая нагрузка увеличивается с 57 до 59 процентов от цены нефти в текущих ценовых условиях. "Часть проектов, главным образом на зрелых месторождениях, становятся нерентабельными", - указывает он.
При сохранении курса доллара в районе 55-60 рублей и цены нефти около 50-60 долларов продление увеличенной ставки НДПИ на 2020 год, вероятно, негативно скажется на финансовых показателях компаний: цена безубыточности одного барреля вырастет примерно на 7-7,5 доллара, указывает эксперт Энергетического центра бизнес-школы Сколково Екатерина Грушевенко. На инвестициях в добычу это тоже отразится не лучшим образом. "В конечном итоге эта мера может отложить ввод новых проектов и снизить объемы эксплуатационного бурения на браунфилдах, в особенности в Западной Сибири, что, в свою очередь, в более долгосрочной перспективе приведет к снижению объемов добычи", - считает эксперт.
Возможно, в этом случае компании сосредоточатся на проектах, которые освобождены или подлежат уплате льготной ставки НДПИ, и смогут за счет них компенсировать падение добычи, полагает Екатерина Грушевенко. По данным ФНС, сейчас в стране льготируют 39,5 процента добываемой нефти (для сравнения: в 2014-м доля была ниже 30 процентов). При этом в денежном выражении такая господдержка превышает 400 миллиардов рублей, что серьезно стимулирует компании наращивать добычу, говорится в ежегодном исследовании VYGONConsulting.
Повышение НДПИ сильнее скажется на экономике малых нефтяных компаний, бизнес которых сконцентрирован на добыче и продаже сырой нефти, полагает Александр Амирагян: "Возможно, они сократят добычу, но на национальном показателе это не скажется ввиду их небольшой доли в добыче нефти (около четырех процентов - Прим. ред.)".
По подсчетам Сергея Ежова, дополнительные доходы от продления надбавки к НДПИ в размере 428 рублей за тонну составляют 215 миллиардов рублей в год. Сумма незначительна по сравнению с выигрышем от сделки с ОПЕК в размере около триллиона рублей, если нефть в среднем году будет стоить 50 долларов, подсчитал ранее Минфин.
"На наш взгляд, вместо дальнейшего повышения НДПИ должны внедряться налоги типа НДД (налог на добавленный доход. - Прим. ред), предусматривающие автоматическую связь между доходностью добычи и величиной налогообложения", - призывает экономист. Проблема в том, что дополнительное слагаемое в расчете НДПИ остается с учетом разработки законопроекта по НДД, "пилоты" по которому Минэнерго планирует запустить с 2018 года.