16.06.2017 15:24
    Поделиться

    Налоговую нагрузку на нефтяников увеличат до конца 2020 года

    Налоговая нагрузка на российские нефтяные компании все же будет увеличена, несмотря на позицию Минэнерго, которое выступало против этого. Так, срок действия повышенной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти продлят еще на год - до конца 2020 года, чтобы покрыть часть дефицита бюджета.

    По оценкам экспертов, в денежном выражении выигрыш будет не столь существенным, как от сделки с ОПЕК, а вот на объемах нефтедобычи это, скорее всего, отразится негативно. Положение, по которому увеличенная ставка НДПИ на нефть в размере 428 рублей за тонну сохраняется до 31 декабря 2020 года, предложено в законопроекте Минфина. Комиссия при правительстве 13 июня одобрила документ, указав, что меры приняты "в целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы".

    В 2017 году, по налоговому законодательству, действует надбавка к НДПИ в размере 306 рублей, в 2018-м она составит 357 рублей, в 2019-м - 428 рублей. Дополнительные доходы от этих мер оцениваются примерно в полтриллиона рублей суммарно за три года.

    Изначально новое слагаемое в расчете НДПИ Минфин предлагал в "Основных направлениях налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", где указывал, что надбавка "в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти" в Западной Сибири и Коми, также "значительный объем запасов" может выпасть из промышленного оборота.

    В том же документе ведомство предлагало компенсацию нефтяникам в виде полной отмены экспортной пошлины на нефть и корректировки акцизов. Нефтепереработке, которая в этом случае лишится таможенной субсидии, предлагалось компенсировать потери "отрицательными" акцизами на нефть. Но срок действия дополнительного слагаемого Минфин решил продлить вопреки собственным рекомендациям. "Такое предложение выглядит странным и противоречит предыдущим дискуссиям в правительстве о смягчении налогового бремени для российских нефтепроизводителей, поскольку нефтяники перестали получать выгоду от слабого рубля в 2016-2017 годах, - указывают аналитики "АТОНа". - Это предложение должно найти поддержку в кабинете министров и Госдуме, но если оно материализуется, это будет негативно для российских нефтяных компаний в целом, поскольку вновь подтвердит абсолютную нестабильность и "ручное управление" налоговой системой в российском нефтегазовом секторе".

    Минфин понимает, что существует необходимость в повышении налоговых поступлений в бюджет на 2020 год за счет роста НДПИ, а предложение сделать это в 2017 году продиктовано желанием обозначить перспективы налоговых условий для компаний, считает эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Александр Амирагян. Но проблема заключается в том, что добавка увеличивает НДПИ на всю добываемую нефть, включая маржинальные проекты с низкой рентабельностью, подчеркивает главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Так, валовая налоговая нагрузка увеличивается с 57 до 59 процентов от цены нефти в текущих ценовых условиях. "Часть проектов, главным образом на зрелых месторождениях, становятся нерентабельными", - указывает он.

    При сохранении курса доллара в районе 55-60 рублей и цены нефти около 50-60 долларов продление увеличенной ставки НДПИ на 2020 год, вероятно, негативно скажется на финансовых показателях компаний: цена безубыточности одного барреля вырастет примерно на 7-7,5 доллара, указывает эксперт Энергетического центра бизнес-школы Сколково Екатерина Грушевенко. На инвестициях в добычу это тоже отразится не лучшим образом. "В конечном итоге эта мера может отложить ввод новых проектов и снизить объемы эксплуатационного бурения на браунфилдах, в особенности в Западной Сибири, что, в свою очередь, в более долгосрочной перспективе приведет к снижению объемов добычи", - считает эксперт.

    Возможно, в этом случае компании сосредоточатся на проектах, которые освобождены или подлежат уплате льготной ставки НДПИ, и смогут за счет них компенсировать падение добычи, полагает Екатерина Грушевенко. По данным ФНС, сейчас в стране льготируют 39,5 процента добываемой нефти (для сравнения: в 2014-м доля была ниже 30 процентов). При этом в денежном выражении такая господдержка превышает 400 миллиардов рублей, что серьезно стимулирует компании наращивать добычу, говорится в ежегодном исследовании VYGONConsulting.

    Повышение НДПИ сильнее скажется на экономике малых нефтяных компаний, бизнес которых сконцентрирован на добыче и продаже сырой нефти, полагает Александр Амирагян: "Возможно, они сократят добычу, но на национальном показателе это не скажется ввиду их небольшой доли в добыче нефти (около четырех процентов - Прим. ред.)".

    По подсчетам Сергея Ежова, дополнительные доходы от продления надбавки к НДПИ в размере 428 рублей за тонну составляют 215 миллиардов рублей в год. Сумма незначительна по сравнению с выигрышем от сделки с ОПЕК в размере около триллиона рублей, если нефть в среднем году будет стоить 50 долларов, подсчитал ранее Минфин.

    "На наш взгляд, вместо дальнейшего повышения НДПИ должны внедряться налоги типа НДД (налог на добавленный доход. - Прим. ред), предусматривающие автоматическую связь между доходностью добычи и величиной налогообложения", - призывает экономист. Проблема в том, что дополнительное слагаемое в расчете НДПИ остается с учетом разработки законопроекта по НДД, "пилоты" по которому Минэнерго планирует запустить с 2018 года.

    Поделиться