- Давно замечено - когда маяк переводят на автоматический режим, он через какое-то время "умирает", лишившись смотрителя, - говорит старший научный сотрудник областного краеведческого музея Игорь Самарин.
Башен с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов на Сахалине и островах Курильской гряды более двадцати. Есть среди них и уникальные.
Сегодня многие думают, что спутниковые системы морской навигации вызовут закат эры световых маяков, но Самарин с этим категорически не согласен.
- В силу удаленности, труднодоступности и других особенностей географии нашего региона эпоха обитаемых маяков будет продолжаться, - говорит Игорь Анатольевич.
Его давно интересует история островных навигационных сооружений, первая из которых была построена в 1864 году в селе Дуэ на берегу Татарского пролива.
Что заставило историка отдать несколько десятилетий их изучению? Игорь Самарин на этот вопрос отвечает через большую паузу:
- Трудно сказать. Я родился на этой земле, где еще можно сделать столько открытий…
Остров Сахалин - вся его жизнь.
- Главное воспоминание детства - соленый запах океана, идущий от рыболовецких судов, которых в порту Невельска встречали с оркестром. Блестящие трубы музыкантов, нарядно одетые женщины. Это осталось в памяти навсегда, - улыбается Игорь Анатольевич.
Еще одно яркое впечатление - куски отварных китовых голов с горячей картошкой.
После окончания школы "книжный мальчик", сын учительницы русского языка и литературы, решил поступать в Южно-Сахалинский пединститут на исторический факультет. Парень грезил археологией.
В 1982 году двадцатидвухлетний учитель истории приехал сеять доброе и вечное в село Адо-Тымово.
- Поблизости была самая ранняя на Сахалине стоянка древнего человека. Это обстоятельство меня очень заинтересовало, - говорит Игорь Анатольевич.
Педагога поселили в однокомнатную квартирку в холодном каменном доме. Чтобы не замерзнуть, ему приходилось вставать в пять утра и подбрасывать дрова в печь.
Сельчане подсмеивались над молодым учителем, видя, что он не так ловко, как они, ловит рыбу, плутает в окрестном лесу в поисках дороги домой.
В Адо-Тымове Самарин встретил свою судьбу, Ольга тоже работала учительницей в сельской школе. У них родился сын.
История манила преподавателя неизведанной глубиной, но рамки школьной программы были уже тесными. Игорь Самарин начал писать научные статьи, с головой ушел в краеведение.
В 1990-м Игорь Анатольевич стал научным сотрудником археологической лаборатории Сахалинского университета. Спустя три года его встретил на улице директор областного краеведческого музея и сказал:
- Слушай, переходи к нам.
Самарин тут же согласился.
Очень увлекла его история обороны Сахалина во время Русско-японской войны.
- Дело невиданное - добровольцами шли воевать каторжане, которые отбывали здесь суровое наказание. По идее они должны были ненавидеть проклятый Сахалин, а они жизни за него отдавали. Вот он - русский характер, - говорит Игорь Анатольевич.
Самарин вернул сахалинской истории капитана Филимонова - командира одного из партизанских отрядов, который действовал на севере острова.
- Он был герой. Со своим небольшим отрядом занимался диверсиями, организовал самую настоящую партизанскую войну,- говорит Игорь Анатольевич.
Половину отпусков сахалинец провел в музее Военно-морского флота в Санкт-Петербурге. И там по крупицам собирал и восстанавливал историю родного острова.
Фотография - еще одно увлечение историка Самарина.
- Нравится на жизнь смотреть через видоискатель, - говорит Игорь Анатольевич.
Он не по одному разу побывал на большинстве островов Курильской гряды. Часто в путешествиях и экспедициях его сопровождает супруга. Ольга, кстати, тоже историк по образованию, поэтому у Самариных полное взаимопонимание.
- Несколько раз посетили остров Кунашир, но нам никак не удавалось подняться на вулкан Тятя. А когда, наконец, взошли на вершину, то обомлели от открывшейся картины. Какие чудные фотографии получились! - вспоминает Игорь Анатольевич.
Природные красоты - основной результат его фотоохоты. Пейзажи Самарина не раз попадали на региональные фотовыставки, вызывали восторг земляков.
Он запросто может встать ни свет ни заря, сесть в машину и рвануть на побережье встречать рассвет. Обязательно с фотоаппаратом!
- Двух одинаковых восходов солнца не бывает, - объясняет Игорь Самарин.
Добрую половину новогодних каникул в этом году краевед провел на одном из безлюдных курильских островов. Признается - это для него было настоящим счастьем.
Самарин, написавший уйму научных работ, глубоко знающий историю родного края и ее людей, даже не пытался получить ученую степень, стать, например, кандидатом исторических наук.
- Зачем? - искренне недоумевает он.
Помолчав, добавляет:
- Важнее имя.
А еще у Игоря Самарина есть мечта побывать буквально на всех островах курильского архипелага и сделать фотоальбом, в котором будут виды каждого, даже самого маленького участка суши.
Лариса Драгунова, заместитель министра культуры и архивного дела Сахалинской области:
- Игорь Анатольевич Самарин - очень увлеченный человек. Он один из ведущих специалистов по истории островного региона. Его экспертные оценки и заключения всегда точны и безукоризненны. Маршрут А.П. Чехова по Сахалину он знает, что называется, до последнего камня.