"Спектакль давался тяжело, - признался актер и руководитель летней школы СТД Александр Калягин. - Когда рядом есть Стуруа с его въедливостью, актеру не легко.... Репетировали почти полтора года, пересмотрели около 15 постановок "Ревизора". И я все время думал над тем, ну кто сейчас поверит, что молодой повеса, картежник, пропойца смог обмануть взрослых бывалых чиновников… Этот вопрос мучил нас. Ради чего ставить? Коррупция неискоренима, она как температура, плавающая, то чуть выше, то чуть ниже. А что, если пожилой человек попадает в эту историю? - подумали мы. В результате, как нам кажется, получился правильный разговор, в слегка ярком, не бытовом, гиперболизированном ключе. "Ревизор" - хорошая русская комедия дель арте. Комедия часто увлекает и режиссера, а актеров еще больше своей игровой основой, от чего суть иногда теряется. Важно не забывать, с чего мы начинали. Комедию портят зрители, невольно наступая на репризные педали, актер опошляет спектакль, играть надо не замечая реакции зрителей. Заниматься только своим делом и не ждать аплодисментов".
На вопрос одного из участников школы (а обучение сейчас в Звенигороде проходят начинающие артисты из 24 стран мира), использует ли актер систему Михаила Чехова в работе, Александр Калягин ответил "не по школе": "Я не знаю, что я использую. Иногда помогает одно, иногда другое. Представьте, вы умелый гребец, вот у вас лодка и весла хорошие, и руки накачанные, но волны то такие, то такие, то штиль, то шторм. Драматургия, как эти самые волны, каждый раз ваш гребной рывок приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. Помощь нужна обязательно. Но можно прочитать сто книг, и быть дураком, а можно прочитать одну - и впитать из нее всю мудрость. Но знать, конечно, надо стремиться все".
Исполнители ролей Городничего и его жены Анны Андреевны в спектакле Театра "Et Cetera" актеры Владимир Скворцов и Наталья Благих продолжили разговор: "Мы договорились, что хотим услышать в Хлестакове мистического Гоголя, неоднозначного, Акакия Акакиевича, а потом уже, на втором месте, стояла задача соблюсти рамки комедийного жанра. Хотя нас время от времени сносило, но мы старались вовремя "отсекать" штампы, очищали остов корабля от наростов. Старались относиться к произведению так, как если бы эту пьесу нам положили на стол сейчас, но непременно вместе с "Шинелью", - делилась Наталья Благих. - "Ревизор" - не бытовая история, это полусказка, полусон. Каждый спецэффект, назовем это так, как партнер, дает толчок к развитию сюжета".
"Стуруа часто играет с инфернальностью, один из его авторских приемов - перенасыщенность, избыточность красок, - рассуждал Владимир Скворцов. - Вы имеете право не соглашаться с такой визуальной яркостью театра, но если говорить о законах этого спектакля, здесь она оправдана… Мы пробовали огромное количество вариантов каждой сцены, каждой фразы. Мы играли не комедию; "Ревизор" - это страшная история".
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"