Новости

Алкоголь хотят убрать из интернета
В Госдуму внесен пакет законопроектов, защищающих здоровье россиян. Оба они касаются оборота алкогольной продукции через интернет-ресурсы.

По данным Всемирной организации здравоохранения, за два года - с 2014 по 2016-й - объем потребления алкоголя в нашей стране вырос на 20 процентов. Если в 2014-м каждый россиянин выпивал в среднем в год 10 литров крепких и не очень напитков, то в 2016-м уже 12 литров. Интернет облегчает поиск и покупку алкоголя. И хотя официально сегодня дистанционная продажа спиртосодержащей продукции и пива запрещена, страсть к быстрой наживе подталкивает недобросовестных предпринимателей обходить существующие законы. Российский рынок интернет-торговли только за прошлый год вырос на 21 процент по сравнению с 2015 годом и продолжает расти. Самой распространенной формой "обхода" запрета дистанционной продажи алкоголя являются так называемые онлайн-витрины: сайты с рекламой тех или иных напитков. Непосредственными продажами они не занимаются, однако по указанным на таких сайтах номерам телефонов всегда можно забронировать понравившуюся бутылочку, которая будет стоить дешевле, чем в магазине, и оформить курьерскую доставку. Мало того что такая продукция нигде не учитывается, ее качество никем не проверяется. А контрафактный алкоголь, которым травятся люди, продается именно через незаконные интернет-ресурсы.

По экспертным оценкам, сегодня в России существует порядка 10 тысяч сайтов, под теми или иными предлогами продающих алкоголь. В течение прошлого года Роспотребнадзор совместно с Генпрокуратурой заблокировали 420 таких сайтов, однако несовершенство законодательства открывает лазейки для создания сайтов-витрин. Поэтому Совет Федерации разработал законопроекты, которые вносят изменения в закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и об ограничении потребления алкоголя, а также в Уголовный и административный кодексы. Предлагается полностью запретить создание онлайн-витрин для демонстрации алкогольной продукции, а людей и компании, которые все-таки попадутся на сетевой продаже горячительных напитков, наказывать существенными штрафами: для граждан их размер предлагается установить от 30 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц - от 200 до 300 тысяч рублей, для юридических лиц - от 500 тысяч до одного миллиона рублей. А если будет доказан факт неоднократного нарушения запрета на онлайн-продажу алкоголя, то наступит и уголовная ответственность: могут наказать исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.