Андрей Геннадьевич, какие схемы используют иностранные компании, чтобы получить доступ к нашей рыбе?
Андрей Цыганов: Первая и самая простая - это когда иностранные рыболовецкие суда предоставляются нашим компаниям в пользование на какой-то период времени. Таким образом, их непосредственные владельцы фактически получают права на добычу водных биологических ресурсов в России, не приобретая долю в российской компании.
Есть механизм, когда заключаются тайные соглашения. В них прописывается, что определенный набор действий российских компаний должен согласовываться с иностранным инвестором. И если потребуется, он может заблокировать любое решение и просто парализовать хозяйственную деятельность российской компании.
Встречаются примеры, когда российские рыбодобывающие компании попадают в прямую финансовую зависимость от иностранных кредиторов, заключая, к примеру, договоры займа на поддержание и развитие деятельности. Договор предполагает, что кредитор должен следить за тем, чтобы заемщик действовал разумно и ответственно чтобы расплатиться по кредиту. В случае с рыбодобывающими компаниями такая схема используется как прикрытие, чтобы контролировать их повседневную хозяйственную деятельность, указывать, что добывать, куда поставлять и по каким ценам торговать.
Применяется и уже подзабытый бартер, когда расплатой за разные услуги, например по обслуживанию судов в зарубежных портах, становится продукция, которая была добыта в российских территориальных водах или в тех зонах рыболовства, в которых действуют российские компании.
В нашей практике мы сталкивались даже со случаями, когда на российском судне непосредственно находится смотрящий от иностранной компании и капитан выполняет приказы, которые отдает этот смотрящий. Часто это не один, а несколько человек, например электромеханики или эксперты по хранению и обработке рыбы, за действиями которых скрывается обычный контроль за каждой тонной, каждой рыбешкой, которая вылавливается российскими компаниями.
Хотя, нужно признать, что проблем, связанных с незаконным контролем активов иностранцами, в рыбной отрасли сейчас заметно меньше, чем еще несколько лет назад, а схемы установления контроля нам хорошо известны.
Что делает ФАС, если обнаруживает подобные нарушения?
Андрей Цыганов: В этом случае мы выдаем официальное заключение о нарушении норм закона. Дальше оно может быть обжаловано в судебном порядке. Сейчас, кстати, несколько таких судебных дел уже есть, когда компании, которые мы уличили в том, что они незаконно контролируются иностранцами, пытаются обжаловать наше решение. В суде идет разбирательство по восьми таким делам.
Проверки будут продолжаться?
Андрей Цыганов: Конечно, мы делаем это на постоянной основе, как по собственной инициативе, так и по запросам, которые получаем от органов управления регионов - они тоже участвуют в процессе выделения квот. С 2015 года проверили около 400 рыбодобывающих компаний. Ясно, что это не весь рынок, так что работа продолжается.
Почему наши рыбодобывающие компании идут на использование незаконных схем с участием иностранцев?
Андрей Цыганов: Потому что это выгодно. Взять хотя бы рынок Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии - он безграничен. Там любят рыбу, много чего из нее делают, в их пищевой культуре она необходимый продукт.
То есть отечественным рыбодобывающим компаниям по-прежнему выгоднее отправлять продукцию за границу, а не на российский рынок?
Андрей Цыганов: Конечно. Можно пытаться решать эту проблему административными методами, но без развития инфраструктуры, без создания благоприятных условий для переработки рыбы в российских территориальных водах или на российском берегу это сделать достаточно сложно.
В этом направлении, конечно, есть серьезное движение. Есть много интересных проектов по поводу того, как доставлять рыбу с Дальнего Востока в те регионы России, где живет основная часть населения. Они предполагают и элементы биржевой торговли, и первичную переработку с последующей перевозкой в центр страны, и выделение квот под киль - много разных механизмов, которые в целом, в конечном итоге должны обеспечить большую привлекательность российского рынка для наших и легально работающих иностранных рыбодобывающих предприятий.
Поправки в законодательство, которые позволили бы свести на нет использование незаконных схем в рыбодобывающей отрасли, нужны?
Андрей Цыганов: Мы считаем, что того массива законодательства, которое сейчас есть, достаточно, чтобы работать.
Единственная проблема, которую мы сейчас видим, это длительная процедура привлечения виновных лиц к ответственности. На наш взгляд, она может быть упрощена.
За счет чего?
Андрей Цыганов: В соответствии с законодательством Росрыболовство имеет право принимать решение о лишении компании-нарушителя права вылавливать рыбу в российских водах.
Было бы правильным, если бы ведомство не ожидало, пока наше заключение будет в течение нескольких лет оспариваться в судах, как это происходит сейчас, а сразу принимало бы на его основе соответствующее решение.
Есть ли проблема незаконного контроля российских активов иностранцами в других стратегических отраслях?
Андрей Цыганов: Другие отрасли более цивилизованны, они работают по более совершенным принципам. Да и иностранцы там тоже другие. Это в том числе крупные транснациональные корпорации, которые дорожат своей репутацией и минимизируют риски. Поэтому факты нарушений, как правило, носят единичный характер.
Однако они позволили сформировать определенную судебную практику по оспариванию прав иностранных инвесторов владеть акциями российских предприятий. В законе о порядке контроля иностранных инвестиций в стратегические общества есть достаточно действенная мера, а именно лишение права голоса по тому пакету акций, который незаконно оказался во владении иностранной компании. Мы эту норму использовали в нескольких случаях.
Был известный случай, когда порт в Астрахани оказался в незаконном владении иранских компаний. Судебные споры по этому делу продолжались несколько лет. В итоге было заключено мировое соглашение с иностранными инвесторами в суде. Они продали незаконно принадлежащий им пакет акций другой компании, тоже иранской, но той, которая была вправе приобретать этот пакет акций порта на законных основаниях.
Один из российских портов мы изымали из незаконного владения британских конкурсных управляющих. То есть он достался в конкурсной массе при банкротстве, туда были назначены конкурсные управляющие, которые контролировали этот хозяйствующий субъект. Мы не согласились с решением английского суда, и также было заключено мировое соглашение. В итоге проблема была решена.
Сейчас в работе у нас еще одна такая сделка, она касается порта Пермь, который тоже оказался у иностранных инвесторов под контролем подданного одной из европейских стран.
Какие стратегические активы интересуют иностранцев в нашей стране?
Андрей Цыганов: К следующему заседанию Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций мы готовим порядка десяти сделок. Там есть и портовые терминалы, и золото, и добыча газа, и работа с радиационными материалами, и аэропорты... Отраслевой спектр очень широк.
Если говорить о юрисдикциях, из которых приходят иностранные инвесторы, то заметен тренд на Восток. Стало достаточно много сделок с участием китайцев, сингапурцев, инвесторов из Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Индии.
Восточный тренд стал определяться, когда США и Европа ввели санкции?
Андрей Цыганов: Нет, гораздо раньше. Он начался еще с реализации крупных нефтяных проектов в восточном направлении.
Из офшоров много инвестируют в Россию?
Андрей Цыганов: Раньше было больше, сейчас единичные случаи. Как правило, это наши российские бенефициары, которые заводят туда деньги и оттуда управляют российскими активами.
Оснований не согласовывать такие сделки, как правило, нет. Но мы даем им официальную рекомендацию, чтобы они все-таки выпрямляли эти схемы и не прятались за разными офшорными юрисдикциями. В ряде случаев видим, что это действует: люди из запутанных и сложных комбинаций переходят к более простым и понятным схемам. Для них это тоже важно: они в этом случае имеют больше возможностей привлекать в том числе и внешнее финансирование для развития своих проектов.
Но, кстати, это не значит, что такие способы используют только российские компании из офшоров. Классические иностранные инвесторы тоже этим грешат. Иногда их схемы владения активами занимают половину стола - это несколько погонных метров бумаги. Это касается в том числе крупнейших международных компаний, названия которых всем известны.
Хотя опять же нужно сказать, что сейчас подобная практика постепенно выходит из моды, потому что практически во всех странах происходит полное раскрытие информации, обмен данными. От финансовых контролеров, от налоговых органов спрятаться в офшорах стало гораздо сложнее.
Андрей Геннадьевич, как вы оцениваете качество иностранных инвестиций в стратегические российские активы?
Андрей Цыганов: Сейчас к нам приходят компании, которые обладают хорошими, понятными компетенциями. Например, те же сингапурцы. Их аэропорт Чанги - лучший аэропорт в мире по всем рейтингам, которые проводятся. Почему бы не разрешить этим квалифицированным иностранным инвесторам участвовать в управлении, в развитии российских аэропортов? Такого рода сделки только приветствуются.
Если в нефтегазовом секторе серьезными потребителями российских энергетических ресурсов являются китайские компании, то ясно, что можно допустить их и к участию в управлении теми компаниями, которые в России занимаются добычей и транспортировкой нефти и газа. Это вполне разумная, логичная схема привлечения иностранных инвесторов.
Кстати, позитивно то, что сами схемы сделок стали прозрачными, интересными, правильно выстроенными, ориентированными на полное соблюдение тех правил и норм законодательных, которые применяются в нашей стране. Мы активно сотрудничаем с Российским фондом прямых инвестиций, во многих сделках он участвует или в качестве одного из инвесторов, или в качестве консультанта. Плюс хорошие российские консультанты - банки, специализированные организации, которые занимаются управленческим консалтингом, также участвуют в конструировании схем крупных и крупнейших сделок. Это позволяет делать их быстро и без сучка и задоринки проводить через правительственную комиссию.
Санкции как-то повлияли на желание иностранных инвесторов вкладывать деньги в наши стратегические активы?
Андрей Цыганов: Назову две цифры. В 2013 году у нас была рекордная величина суммарных инвестиций в стратегические активы по сделкам, рассмотренным Правительственной комиссией (стоимость, по которой приобретаются акции, плюс вложения в развитие производства в соответствии с бизнес-планом. - Прим. Ред.). Она превысила 700 миллиардов рублей. В 2016 году, когда санкции уже действовали, иностранные инвестиции составили 450 миллиардов. Какого-то катастрофического падения объема - в разы или на порядки - не произошло. Как иностранные инвесторы интересовались Россией как объектом для долгосрочных, неспекулятивных вложений, так они и продолжают вкладывать в российскую экономику.
На самом деле политические заявления и экономическая жизнь - это разные вещи. Шок всегда бывает, но он быстро проходит. Сейчас все разобрались, что здесь людей не едят, медведи по улицам не ходят, можно спокойно с российскими компаниями вести квалифицированный диалог и выстраивать схемы сотрудничества, исходя из взаимных интересов и возможностей получения вполне приемлемой прибыли, которая сопоставима с прибылью, возникающей на других развивающихся рынках.
Список стратегических видов деятельности несколько лет назад корректировался. Не появилась ли необходимость сделать это снова?
Андрей Цыганов: Сейчас в высокой степени готовности находится проект изменений в закон о порядке осуществления иностранных инвестиций. Он касается в том числе и корректировки перечня стратегических видов деятельности. Появился один новый вид - это электронные площадки, на которых осуществляются госзакупки.
Если ничего не изменится, Госдума сегодня рассмотрит этот законопроект во втором чтении.