По мнению научного руководителя ИВИ академика РАН Александра Чубарьяна, тема сближения Святого престола и Москвы весьма актуальна именно сейчас. "Речь идет не только о науке, образовании и культуре, которые оказались сильнее всяческих санкций. Дело в том, что сегодняшняя политика Ватикана по многим международным кризисным ситуациям в мире весьма взвешенная и конструктивная", - сказал он в интервью "РГ". Между тем у Святого престола был длительный и трудный путь навстречу советскому блоку государств. "Наша общая история", как вчера называли послевоенные отношения папских и советских дипломатов, в основном на фоне идеологического недоверия друг к другу, включала и просветы. Один из них - это участие наблюдателей от РПЦ во Втором Ватиканском соборе, который открылся в 1962 году в канун Карибского кризиса и много сделал для того, чтобы снизить градус противостояния. К слову, решение о поездке наших священников в Ватикан принимало Политбюро ЦК КПСС. Ватиканские историки делают акцент на особых связях, которые возникли у папы Иоанна XXIII и Никиты Хрущева. Адриано Роккуччи из Университета "Рим-3" напомнил присутствующим известную цитату советского лидера о том, что хотя он и "коммунист и атеист", но взгляды главы католической церкви в борьбе за мир поддерживает. Что же касается церковной жизни, то собор 1962-1965 годов и папская, и московская стороны используют с успехом. Глава делегации РПЦ митрополит Никодим (Ротов) рассчитывает, что международные связи будут дополнительной гарантией для верующих перед лицом государства. Католики же добиваются освобождения из лагерей главы Украинской униатской церкви Иосифа (Слепого).
Впрочем, у верхушки СССР, считают папские ученые, был козырный интерес. "Сближаясь с правыми силами и христианскими партиями западной Европы, Хрущев пытался разъединить западный мир", - предполагает Роккуччи. "Политика Хрущева в отношении Ватикана укладывается в его общий подход к международным делам, - комментирует в свою очередь Чубарьян. - Но наш лидер - достаточно противоречивая фигура. Противоречие состояло в том, что католичество имело в России негативный образ. Сыграло роль и окружение генсека. В частности, одну из групп давления представлял его зять Аджубей. Неслучайно он его послал в Ватикан вместе с дочерью".