20.06.2017 13:21
    Поделиться

    Почему "детский" бизнес в Воронеже уходит в подполье

    Почему многие группы присмотра за малышами вынуждены работать полулегально, а развивающие центры живут не более трех лет, узнала корреспондент "РГ" у предпринимательниц из недавно созданной ассоциации "Недетский бизнес 36".

    Педагоги из подполья

    Негосударственных детских учреждений в Воронеже около 300: семейные клубы, частные детсады, группы ухода и присмотра, центры раннего развития. Как правило, открывают их женщины. Часто это педагоги и психологи, успевшие поработать в бюджетной сфере либо, наоборот, стремящиеся туда не попасть. Иногда идея исходит от молодых мам - сидя в декрете, они замечают дефицит детских центров в своем районе.

    Серьезного предпринимательского опыта у дам, как правило, нет. Есть ощущение, что работа с малышами принесет счастье и быстрый стабильный доход. О тонкостях законодательства многие узнают от проверяющих.

    - Нас курируют самые разные ведомства - от управления образования до МЧС и инспекции по охране труда. Требования, которые они предъявляют, порой противоречат друг другу. Приходится держать под рукой несколько папок с документами - для каждой инстанции своя. Бывает сложно, а то и невозможно соблюсти все нормы в центре площадью сто квадратных метров со штатом три человека, - пояснила основатель ассоциации детских центров "Недетский бизнес 36" и президент фонда "Детские сады Черноземья" Татьяна Зайцева. - Причем формально законодатель у нас разрешает открывать группы присмотра в квартирах - без лицензии. Это хорошая альтернатива для тех малышей, кому не хватило места в муниципальном детсаду. Но на практике к семейным центрам подходят с той же меркой, что и к дошкольным образовательным учреждениям (ДОУ).

    Если дети в группе присмотра не просто играют на ковре, обедают и ложатся спать днем, а еще и немного поют, танцуют или лепят, - это уже можно счесть образовательной деятельностью. И спросить лицензию. Можно пройтись по квартире с рулеткой, найти там "неправильную" ширину дверных проемов и высоту розеток - и не найти второго пожарного выхода… Организатору группы останется только заплатить штраф - 15 тысяч рублей.

    - Через ассоциацию мы обратились к уполномоченному по правам предпринимателей в Воронежской области, готовится обращение в госпожнадзор, - сообщила Зайцева. - Другая проблема - как оформить персонал. Воспитателей в трудовых книжках называют "менеджерами по работе с детьми" или "администраторами". Иначе, опять же, встанет вопрос о лицензировании.

    Икс в "квадрате"

    Многие индивидуальные предприниматели, ведущие "детский" бизнес, с радостью оформили бы статус ДОУ. Это позволило бы им получать субсидии на прием малышей, стоящих на очереди в муниципальные садики. В райцентре Семилуки один из членов ассоциации воспользовался господдержкой для открытия детского центра по программе развития моногородов.

    Пугает не процесс получения лицензии, а риск, что она не пригодится, отметила Татьяна Зайцева:

    К детским центрам подходят с теми же требованиями, как и к образовательным учреждениям

    - Как правило, квадратные метры под детский центр коллеги арендуют у физлиц. Договор заключается на год. И год отнимает оформление лицензии (надо составить образовательную программу, собрать пакет документов). И вот, когда ты получил заветный документ, арендодатель с легкостью говорит: "Освободите помещение!" Дескать, накопилась задолженность за то время, когда дети не ходили на занятия. А наш бизнес в этом плане уязвим: зимой карантины по гриппу, летом все малыши у бабушек… Редкий арендодатель согласится устроить "каникулы", максимум - подождет платы за три месяца нашего простоя до конца осени. Потерял помещение - лицензию можно выбрасывать.

    Воронежским властям предложили в рамках партнерства с застройщиками выделять площади на первых этажах новых жилых комплексов под негосударственные образовательные центры, семейные группы и группы присмотра. При условии льгот по арендной плате (и преимущественного права выкупа) бизнесмены готовы за свой счет сделать там ремонт и предусмотреть места для ребят из муниципальной очереди либо из детсадов, которые уже переполнены. Это особенно актуально для малышей с особенностями развития, которым в большой группе уделить должное внимание невозможно. Подобная практика есть в Архангельске, Хабаровске и Москве.

    - Чиновники идут нам навстречу. Готовится список объектов, подходящих для размещения детских центров. До недавнего времени "детский" бизнес не заявлял о себе, и естественно, что власти не интересовались его заботами: справляются сами - и прекрасно, - добавила Зайцева. - Все понимают, что в законодательстве есть противоречия, и хотят постепенно отрегулировать его хотя бы на уровне региона. Согласно официальным отчетам, за 2015-2016 годы конкуренции среди дошкольных учреждений, центров дополнительного образования и психолого-педагогических служб в Воронеже нет. Люди откроют что-то подобное, два-три года помучаются с проверками и закрываются. Им на смену приходят новички. Прироста по количеству центров нет. А нужда в них велика. Кто еще поможет мамочке научиться взаимодействовать с малышом с рождения? Раньше были группы здорового ребенка в поликлиниках. Сейчас эту роль играют негосударственные центры. Мы объединились в ассоциацию, чтобы помочь начинающим. Будет в нашей сфере качество услуг - будет и доверие родителей, и поддержка власти.

    Не берут в расчет

    Войти на рынок "детских" услуг относительно легко: больших затрат не требуется. Главное - не ошибиться с идеей. Иногда женщины придумывают для своего центра что-то невероятное, надеясь выделиться. И вдруг обнаруживают, что в их районе родители хотят отдать двухлетних малышей не на английский и гитару, а на банальную лепку, рисование и ритмику. Совет тут только один - активно обсуждать идею с представителями целевой аудитории. А уж потом искать помещение и набирать команду единомышленников.

    - Типичный пример - когда хозяйка развивающего центра сама по образованию воспитатель или психолог и постоянно подменяет то администратора, то педагога, то еще кого-то из сотрудников. Но тогда это не бизнес, а самозанятость. Если у руководителя нет цели убить все время на работе, надо четко ограничить свои функции, - поделилась мнением основатель студии раннего гармоничного развития "Счастливое детство" Тамара Яблоновская. - Я изначально делала ставку на молодых специалистов: они любят детей, у них горят глаза. Но одно дело возиться с милыми малютками, а другое - разнимать драчунов и успокаивать плакс, общаться с недовольными родителями.

    Коллеги Яблоновской, наоборот, советуют больше доверять молодым педагогам, без опыта работы в системе государственного образования. Впрочем, дело тут не в возрасте. Татьяна Зайцева рассказала, как взяла в штат немолодую женщину, которая фонтанировала позитивными эмоциями, с готовностью переодевалась в Карлсона, чтобы повеселить мам и детей на праздниках, и никогда не вздыхала: "Как меня достали эти дети!"

    - Зачастую нам приходится выбирать между желанием получить прибыль и социальной ответственностью, - констатировала руководитель семейного центра творческого и физического развития "Золотая кошка" Екатерина Эрматова. - Скажем, ребенка привели в спортивную секцию, через несколько месяцев его родителям стали задерживать зарплату. Заниматься с ним в долг или нет? Мы стараемся идти навстречу, где-то перекраивать бюджет: дети же не виноваты. Но и полный альтруизм в бизнесе невозможен.

    К слову, в некоторых детских центрах Воронежа родители по своей инициативе делают дополнительные взносы на случай, если в будущем не смогут вовремя оплатить какой-то месяц занятий. Если "подушка безопасности" не пригождается, в конце года деньги тратят на игровое оборудование или организацию праздника.

    Прямая речь

    Татьяна Охрименко, предприниматель, педагог-психолог:

    - Те, кто пытается заработать на услугах по развитию малышей, часто не умеют себя рекламировать. Я сама на этом однажды обожглась, когда устраивала уличную промоакцию для сети детских центров в Воронеже. Психолог бесплатно помогал детям узнать свой талант и в зависимости от результата приглашал на занятия - по музыке или рисованию. Тоже бесплатные. Людей пришло много, но они посидели и ушли, клиентами нашими не стали. То, что ничего не стоит, не стоит ничего! Каждый год в августе-сентябре открываются развивающие центры в спальных районах. Но как они о себе заявляют? Вешают поблизости один баннер со стрелочкой. Это не работает. Я так тоже однажды сделала, баннер за 30 тысяч рублей "привел" мне одного клиента. Таких рекламных носителей должно быть минимум шесть. Конечно, если у вас сеть центров по всему городу, то можно пиарить себя как бренд, разориться на билборд на мосту. Но, когда объект всего один, маркетинг должен быть комплексным: баннер, раздача листовок в соседнем парке, активность в соцсетях… Достаточно эффективен совместный промоушен, когда на акции объединяются, допустим, детский центр и производитель мороженого.

    Поделиться