Организации, работающие в нашей стране, отчисляют в бюджеты 20 процентов от своей прибыли. До 1 января текущего года 18 процентов забирала региональная казна и два процента - федеральный бюджет.
Сейчас соотношение составляет 17 и три процента соответственно. Реформа, разумеется, обернется для субъектов федерации финансовыми потерями. Если поступление налога на прибыль (ННП) останется на уровне прошлого года, Республика Карелия, к примеру, недосчитается к концу 2017-го свыше двухсот миллионов рублей, а Санкт-Петербург - около семи миллиардов.
Регионы, чьи компании-налогоплательщики обеспечат прирост федеральной доли налога на прибыль по сравнению с прошлым годом, смогут оставить "выигрыш" себе, частично компенсировав потери от пересмотра налоговых ставок. Если изучить показатели прошлых лет, самой заметной динамики в СЗФО добилась Вологодская область. В 2015 году Вологодчина получила 6,5 миллиарда рублей "регионального" налога на прибыль. В 2016 году этот показатель увеличился практически в два раза и составил уже 11,4 миллиарда. Схожий рост наблюдался и при отчислении ННП в федеральную казну.
Ненецкий автономный округ, Ленинградская и Архангельская области по динамике поступлений налога на прибыль, наоборот, ушли в минус. В прошлом году, по информации федерального казначейства, организации НАО "недоплатили" в региональный бюджет порядка двух миллиардов рублей по сравнению с 2015-м, Поморья и Ленобласти - около четырех миллиардов рублей.
- Спрогнозировать, какой налог на прибыль заплатят компании в разных российских регионах по итогам 2017 года, сложно, поскольку этот вид бюджетных доходов зависим от многочисленных конъюнктурных факторов, - отмечает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. - С одной стороны, с начала текущего года законодатели серьезно ограничили налого-плательщиков в части уменьшения налогооблагаемой прибыли путем учета убытков прошлых лет. Убытки российских организаций при этом достигали минимальных значений. Это, возможно, позволит ожидать прироста налога на прибыль или хотя бы не ожидать падения показателя. С другой стороны, планомерное повышение зарплат работникам бюджетного сектора, которое мы наблюдаем в последние годы, провоцирует рост зарплат и в коммерческом секторе. Так руководство коммерческих компаний пытается предотвратить уход специалистов в бюджетные организации. А рост затрат, связанных с содержанием штата, уменьшает прибыль предприятий.
При этом резервов, позволяющих нарастить налог на прибыль, у российских регионов не так уж и много, подчеркивает заведующий кафедрой экономической теории и прикладной экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Александр Нещерет.
- Не секрет, что налогоплательщики в нашей стране используют множество механизмов, в том числе и законных, которые позволяют занизить или скрыть налогооблагаемую прибыль, - рассуждает Александр Нещерет. - Также не секрет, что региональные власти в тесном сотрудничестве с налоговыми органами могут повлиять на отчетность организаций, убедить их показать реальную прибыль. Впрочем, эта работа в субъектах РФ всегда велась достаточно активно. Ведь большая часть налога на прибыль и поступала, и продолжит поступать в региональные бюджеты.
Возможно, налогоплательщикам, помимо "кнутов", требуются дополнительные "пряники". Одной из таких стимулирующих мер может стать право регионов облагать налогом прибыль, которая идет на развитие производства, по льготной ставке.
- Пусть региональный бюджет получит не 17 процентов, а меньше - зато организация не станет скрывать эту прибыль от налоговых органов, - продолжает Александр Нещерет. - К тому же в федеральную казну поступят три процента, на которые не будет распространяться льгота, и возможный прирост достанется региону.
В теории региональные власти могут добиться положительной налоговой динамики с помощью переезда крупной компании-налогоплательщика из другого региона. Ярким примером, разумеется, является передислокация структур "Газпрома" в Санкт-Петербург. Только в текущем году, по оценкам экспертов, бюджет Северной столицы прирос несколькими миллиардами рублей налога на прибыль, и основу прироста составляют платежи газового гиганта.
Работу в этом направлении ведут в Калининградской области. В регионе разработали изменения в ФЗ о калининградской особой экономической зоне, которые сейчас согласуются в федеральном центре. Среди норм законопроекта - снижение минимального порога инвестиций, необходимого для включения предприятия в реестр резидентов ОЭЗ. Для бизнеса в сфере информационных технологий этот показатель планируется довести до одного миллиона рублей.
- Миллионный порог, возможно, станет для многих российских айтишников стимулом, чтобы перебраться в Калининградскую область, - говорит врио министра экономики региона Нинель Салагаева. - Ведь резидент особой экономической зоны получает освобождение от налогов на прибыль и на имущество на шесть лет и затем 50-процентную льготу еще на шесть лет.
Конечно, по этой же причине бюджет самого западного российского региона еще долго не увидит прироста по налогу на прибыль, создаваемого переехавшими компаниями IT-сектора. Однако казна получит дополнительный налог на доходы физических лиц, который в структуре доходов и расходов Калининградской области превышает ННП.
Кстати, чтобы бюджету субъекта Федерации достался дополнительный налог на прибыль, переезд налогоплательщика не обязательно должен быть стопроцентным. Ведь ННП перераспределяется между разными регионами в зависимости от стоимости основных фондов, учтенных на балансе организации, количества работающих сотрудников и других факторов.
- Если какая-нибудь финансовая структура приобретет здание в одном из регионов, а в Москве она будет работать в арендованных офисах, субъект РФ получит значительную долю налога на прибыль за счет увеличившейся стоимости основных фондов, - поясняет Владимир Климанов. - Такие примеры уже есть. Несколько федеральных банков расположили свои IT-службы и колл-центры в региональных центрах, и теперь они являются крупными налогоплательщиками в этих субъектах.
С одной стороны, многие регионы пока недооценивают потенциал переезжающих коммерческих структур, развивает тему Владимир Климанов. С другой стороны, придать этому движению системный организованный импульс в текущих экономических и законодательных реалиях будет сложно.
- Регионы, имеющие бюджетные кредиты, ограничены в установлении новых налоговых льгот, которые могли бы, к примеру, стимулировать налогоплательщиков приобрести здесь недвижимость. И таких субъектов в нашей стране большинство, - продолжает Владимир Климанов.
Впрочем, даже если регион добьется существенного прироста налога на прибыль, полностью компенсировать тот процент, который уйдет в федеральный бюджет, у местных властей получится в редких случаях.
- Поэтому я рассматриваю эту новацию как интересный эксперимент с трудно прогнозируемым эффектом, который мы сможем оценить только в конце следующего года, - подводит итог Александр Нещерет.
Елена Кузьмина, доцент департамента финансов Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:
- Новый порядок распределения налога на прибыль связан с необходимостью выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Средства, которые федеральный бюджет получит за счет этого дополнительного одного процента, пойдут и на дотации "отстающим" регионам, и на гранты для наиболее динамично развивающихся субъектов РФ. В текущем году размер грантовой поддержки планируется увеличить с пяти миллиардов до двадцати миллиардов рублей.
Одним из резервов, за счет которых регионы СЗФО могут нарастить налог на прибыль и компенсировать "выпавший" процент, является, на мой взгляд, развитие туристической отрасли. Особенно это касается Санкт-Петербурга, который в прошлом году посетило рекордное число туристов, 6,9 миллиона человек. Чтобы помочь игрокам отрасли развиваться и, соответственно, наращивать прибыль, власти должны уделить больше внимания вопросам безопасности, особенно в свете недавних трагических событий. Важно устанавливать контакты с государствами Юго-Восточной Азии, более активно рекламировать потенциал нашего города в этих странах.
Если говорить о "переманивании" крупных корпораций, следует вспомнить, что решение о переезде "Газпрома" принималось на уровне федерального правительства. Ведь доходы Петербурга значительно уступают московским доходам, а проблем, требующих финансовых вливаний, у Северной столицы много. И теоретически власти другого региона, которые докажут, что у субъекта есть потенциал, продемонстрируют свою социальную ответственность, обоснуют необходимость маневра, тоже смогут рассчитывать на подобное решение.