Россиянин примет участие в кругосветной регате одиночек

Он не избалован вниманием поклонников. Ему не рукоплещут стотысячные трибуны, а журналисты не бегут наперегонки, чтобы взять у него интервью. В своем виде спорта он - звезда первой величины, но на улицах родного Ярославля никто не атакует его просьбами дать автограф.

Что поделаешь, такова судьба яхтсмена-одиночника. 65-летний Игорь Зарецкий один на один сражается с океанскими тайфунами и только он сам знает истинную цену своим победам.

Этот крепкий, хорошо сложенный человек с вечным загаром на лице и благородной сединой в волосах - единственный россиянин, который победил в трансатлантической гонке одиночек, а теперь готовится к еще более серьезному испытанию под названием Golden Globe Race. Кругосветная регата с целым рядом условий, усложняющих жизнь ее участников, стартует в Англии через год.

С Атлантикой на "ты"

На встречу с Зарецким я опоздал на целых полтора часа: Москва мертво стояла в пробках. Все это время он терпеливо ждал меня в назначенном месте, утешая по телефону, дескать, не переживайте, бывает. Встретившись наконец со знаменитым яхтсменом, я ему сразу выложил:

- Теперь ясно, отчего вы так любите длительные походы в океан. Это гораздо приятнее, чем жить в большом городе.

- Согласен, - улыбнулся Игорь. Улыбка у него оказалась очень располагающая к дальнейшей беседе. Так улыбаются только сильные и добрые мужики.

- Ну, тогда поехали. Первый вопрос такой: вы ведь всю жизнь живете в Ярославле? Волга там есть - сам видел. Но от морей-океанов этот город очень далеко. Тогда каким же это образом вы вошли в элиту мирового яхтенного спорта?

- У нас воды больше, чем в столице, однако именно Москву называют портом пяти морей. Начинал я на своей речке еще полвека назад. Один парень обратился с просьбой помочь лодку столкнуть в воду, а я его попросил взять меня на борт. Так и пошло. С водой связан с детства: плавал в бассейне, потом лет десять занимался морским многоборьем. Бег, стрельба, плавание, парус на шлюпках - мне это очень нравилось, стал мастером спорта.

- Простите за дилетантский вопрос: а разве по реке, где течение, можно ходить на яхтах?

- Еще как можно. И потом не забывайте, что рядом у нас Рыбинское водохранилище, а там такое раздолье, что мы даже на крейсерских яхтах устраивали гонки.

Парус и все, что с ним связано, завораживал меня с детства. Помню, еще мальчишкой прочитал о гонке через Атлантику 1960 года и тогда же подумал: вот бы и мне в такой поучаствовать. Спустя 50 лет мечта сбылась.

- И не просто сбылась. Вы стали победителем Jester Challenge - первым из россиян, обставив многих легендарных яхтсменов. Тогда это восприняли как сенсацию, ведь так? Давайте вернемся на семь лет назад...

Зарецкий еще мальчишкой прочитал о гонке через Атлантику и подумал: вот бы и мне в такой участвовать

- 23 мая 2010 года из английского Плимута стартовали двадцать три лодки. К финишу - он был по другую сторону океана, в американском Ньюпорте, пришли девять участников, остальные не сладили с Атлантикой. Один француз во время шторма потерял мачту, его судно стало тонуть, он был вынужден послать сигнал бедствия и был подобран проходившим мимо судном.

Я пришел в Ньюпорт спустя тридцать три дня и девятнадцать часов, а часом позже финишировал англичанин Рори МакДугал. Час в такой регате - это как доля секунды в спринте, вот какая напряженная была гонка. Правда, Рори использовал более скоростной катамаран. Третий призер, который, как и я, шел на однокорпусной яхте, появился у причала только через сутки.

- Верно ли я понимаю, что участие в трансокеанской гонке - дело дорогостоящее? Ну, ладно, яхта у вас была. Но ведь на ней следовало дойти сначала до Англии, потом пересечь Атлантику, снова вернуться к месту старта, затем домой... А стартовый взнос, снаряжение, продовольствие, связь...

- Узнав о том, что готовится такая юбилейная регата, я написал англичанам письмо с просьбой включить меня в состав участников. Они ответили согласием. Тогда стал готовиться и первым делом разломал лодку: надо было привести ее в соответствие с жесткими требованиями гонки, убрать все лишнее, укрепить корпус, оборудовать средствами связи и навигации. Тут помог один предприниматель из-под Костромы, он, узнав о моей затее, сам вызвался оплатить почти все расходы, это примерно шестьдесят тысяч евро. Причем совершенно безвозмездно, даже свой логотип не разрешил разместить на борту лодки и журналистам никогда не представлялся. Вот такие у нас есть меценаты.

- Вы своими руками стали переделывать лодку? Или кого-то наняли?

- Сам, конечно. Это мое ремесло. Я много лет занимался именно тем, что строил яхты.

- Ну и что это была за посудина? Параметры?

- Длина двадцать пять футов, это примерно семь с половиной метров, водоизмещение полторы тонны. Внутри два шкафчика, койка, камбуз. Условиями гонки разрешалось использовать современные средства связи и навигации, принимать карты погоды.

- А как же сон? Удавалось урвать для него время?

- Нормально спал. У яхтсменов есть такая присказка: "Лодка - не дура, ей главное не мешать". Настроил паруса по ветру и можешь отдохнуть, правда, и во сне слышишь звуки, сразу реагируешь на изменение обстановки. Рекомендуется отключаться не более чем на тридцать минут. Я однажды проспал часа четыре, не услышал будильника и проснувшись, выскочил на палубу с ужасом.

Еду готовил на спиртовой горелке, была маленькая скороварка, на ней можно было сварить супчик, рис, гречку.

- Расскажите о том, как проходила гонка. Когда вы поняли, что можете повторить успех легендарного Фрэнсиса Чичестера, ставшего победителем полвека назад?

- Во-первых, я по техническим причинам опоздал к старту на целых тридцать пять минут. Догнал основную группу только к вечеру. Затем крупные яхты пошли южнее, а я, как только прошел крайний западный мыс Англии, сразу ушел на север. Да там гораздо холоднее, там постоянно циклоны и ветер в лоб, но я ко всему этому был готов. Так и шел все время примерно по 53-й широте. В каюте температура держалась не выше плюс шести градусов. Но в итоге эта стратегия оказалась верной, все, кто избрал южный маршрут, проиграли.

- Если выпадал свободный час, то чем вы его занимали? Чтение? Музыка? Рыбалка?

- Нет, я не рыбак. Даже если какая-то рыба выпрыгивала из воды и падала ко мне на палубу, то я ее возвращал обратно в море, пусть живет. Однажды, когда мы перегоняли лодку через Атлантику, то прямо посреди океана на палубу села большая птица типа цапли. Сначала она нас побаивалась, а потом пищу прямо из рук брала. Мы ее прозвали Борисом Николаевичем - потому что стояла с закрытыми глазами и покачивалась.

Через три океана

- Кажется, у вас есть перспективы повторить свой триумф семилетней давности и выиграть еще одну юбилейную регату, только более трудную. На будущий год самые отмороженные яхтсмены-одиночники стартуют в Плимуте, чтобы затем обогнуть земной шар без захода в порты. Давайте теперь поговорим о кругосветке Golden Globe Race.

- Маршрут определен организаторами таким образом: надо пройти Канары, оставив их справа, потом мимо Кабо-Верде, обогнуть мыс Доброй Надежды, затем Тасмания, там подходим к Хобарту, но без швартовки, только полуторачасовое общение с судьями и прессой, дальше опять включается таймер и летишь к мысу Горн, огибаешь Южную Америку, входишь в Атлантику и на север, к финишу в Плимуте.

Пятьдесят лет назад первую такую гонку на выживание выиграл англичанин Робин Нокс-Джонстон. Сейчас он является одним из организаторов юбилейной регаты.

- Я так понимаю, что в отличие от обычных кругосветок эта - самая жесткая, если не сказать - жестокая по условиям проведения?

- Наверное, так. В обычных гонках участвуют лодки длиной по двадцать метров, изготовленные по космическим технологиям, напичканные самой современной электроникой, средствами связи и навигации. В нашем же случае все будет происходить на условиях полувековой давности, лодки должны быть такими, какими они были пятьдесят лет назад, на борту никаких цифровых технологий, даже фотоаппарат ты можешь использовать пленочный, определять свои координаты только с помощью секстанта, а производить все вычисления, выписывая цифры "столбиком". Калькулятор тоже запрещен. Считается, что в наше время на такое способны лишь пять процентов мореплавателей.

По сути дела, будет происходить заочное соревнование с Нокс-Джонсоном, а сам сэр Робин войдет в число арбитров.

- Мне все понятно, кроме одного: отчего организаторы запрещают пользоваться цифровыми фото и видеокамерами?

- Потому что туда легко вмонтировать систему навигации GPS, а это сразу даст участнику существенное преимущество.

Кстати, коротковолновая радиосвязь разрешена, можно связываться с проходящими кораблями, узнавать у них свои координаты, а также прогноз погоды. Однако запрещено запрашивать у кого бы то ни было рекомендации, какой курс выбрать. Тут сам думай.

Контроль обещает быть строгим, например, после финиша ты должен еще две недели находиться в Плимуте, потому что в это время судьи будут анализировать все твои расчеты по навигации.

- Дистанция в 25 тысяч километров - ей, видимо, нет равных в большом спорте. Если такое плавание будет продолжаться почти год, то как решать проблему питания? Или проблему питьевой воды?

- Опреснитель на борту запрещен. То есть надо иметь запас из расчета примерно два литра воды в сутки, а еще продумать, как собирать дождевую влагу во время ливней.

- Что за компания собирается в Плимуте? Уже известно, кто остальные самоубийцы?

- Будет человек тридцать. Самому старшему семьдесят два года, на счету этого француза Жан-Люка ван ден Хееда пять кругосветок. По условиям к старту допускается яхтсмен, за спиной которого не менее восьми тысячи миль океанских плаваний и две тысячи "соло", то есть одиночных.

- Вы собираетесь просто проверить себя в гонке на выживание или все же побороться за первый приз?

- Нет, я не люблю это выражение - "главное - не победа, а участие". Оно лживое. Собери сто зайцев, они один трактор не перетянут. Но для начала надо еще доехать до старта.

- Английским владеете свободно?

- После третьего дринка - да.

- Кстати, насчет дринка. Спиртное на борту не запрещено? Как стресс снимаете?

- У меня его не бывает. Во всяком случае, в Атлантике не было. Держал одну бутылку джина, но так и не выпил до конца.

- Какие-то дивиденды предусмотрены тем, кто дойдет до финиша?

- Ты можешь рассчитывать на призовые и даже на возврат какой-то части стартового взноса только в том случае, если уложишься в "срок Нокс-Джонстона", это триста двенадцать дней. За победу, если не ошибаюсь, обещана награда в сорок тысяч фунтов.

Под парусом от инфаркта

- Что все это для вас? Спорт? Наркотик? Удовольствие? Ясно, что не способ заработать...

- Я очень счастливый человек. Моя первая детская мечта - совершить одиночное плавание через Атлантику - исполнилась. Более того, придя в Ньюпорт, я получил поздравление от одного из участников той давней гонки, книгой которого зачитывался в детстве. Это и была главная награда. Теперь есть шанс исполнить следующую мечту.

- Каков ваш статус в Ярославле? Чем вы там занимаетесь помимо гонок?

- О, у меня очень серьезный статус - я пенсионер и инвалид третьей группы, после недавно перенесенного инфаркта и операции на сердце.

- Вот это новость! Так вас еще и не допустят до старта в Плимуте с таким-то диагнозом.

- Допустят. Давление как у космонавта: 120 на 80. Всех врачей недавно прошел, их вердикт: годен без ограничений.

- Вы у себя в городе - популярный человек?

- Меня, можно сказать, "завалили" наградами в Ярославле: целых две почетных грамоты. Француз за победу в трансатлантической гонке получил высший орден своего государства - Почетного легиона. У нас яхтсмены, к сожалению, не в чести.

- И еще про деньги. Я так понял, что ваши добровольные помощники обратились через социальные сети с призывом скинуться на кругосветку для Зарецкого. И многие ли откликнулись?

- По-моему, на сегодняшний день только два человека. Один перечислил две тысячи рублей, другой - двести. Серьезных спонсоров пока не появилось. Но мир не без добрых людей - я в этом уже неоднократно убеждался.

Кстати...

Яхта "Эсмеральда", на которой отправится в кругосветную гонку Игорь Зарецкий, построена в середине 80-х на верфи в Испании. Ее длина около двенадцати метров, водоизмещение восемь с половиной тонн. С июля она будет находиться в Аликанте, откуда Зарецкий предпримет несколько тренировочных выходов в море.