За неделю в его программах пройдут 225 фильмов из 64 стран, 13 - в главном конкурсе. От России в борьбу за главный приз "Золотой святой Георгий" вступают фильмы "Карп отмороженный" Владимира Котта, "Купи меня" Вадима Перельмана и "Мешок без дна" Рустама Хамдамова по новелле Рюноскэ Акутагавы "В чаще". С ними соревнуются картины из Австрии, Аргентины, Дании, Индии, Испании, Китая, Кореи, Турции, Финляндии, Японии.
Президент жюри - иранский режиссер, двойной лауреат ММКФ Реза Миркарими. Вместе с ним судьбу конкурсных картин решат итальянская актриса Орнелла Мути, финский режиссер Йорн Доннер, драматург и режиссер Альберт Серра (Испания) и Александр Адабашьян (Россия). Жюри конкурса документальных фильмов возглавляет швейцарский режиссер Кристиан Фрай.
В числе главных событий - ретроспективы фильмов Андрея Кончаловского и Евгения Юфита, более близкое знакомство с кино Аргентины, Индии, Кореи, программа "Обыкновенный фашизм".
По обыкновению, фестиваль предлагает обширную информационную программу, в которой лидируют творцы и стили, чаще всего не известные или несправедливо забытые в России. Рекомендовать здесь шедевры не берусь - их нет. Почти все картины, вошедшие в мою "великолепную семерку", далеки от вершин, когда-то блиставших на ММКФ. Но все по-своему интересны и представляют малознакомый нашей публике срез умонастроений, характерных для мирового кино смутного времени.
Программа "Эйфория окраины"
Фильм Илдико Эньеди - о странностях любви, о загадочных противоречиях женской психики. Действие происходит на скотобойне, что позволяет показать душераздирающие процессы забоя и разделки животных. По контрасту даются сновидческие картины вольных оленей, их скупой нежности - как высокий образец естественного зова природы.
Но вот в мир забойщиков приходит новая инспекторша по качеству - застенчивая, странная, погруженная в мир цифр, которые помнит наизусть. Она предпочитает одиночество, но его нарушает инспектор по труду - немолодой человек, ощущающий с ней духовное родство. Вскоре выяснится, что их посещают одни и те же сны… Это рассказ о комплексах, безраздельно владеющих человеком, и только тонкое оленье чутье, абсолютное понимание партнера - путь к спасению и покою.
Программа "Эйфория окраины"
Картина Агнешки Холланд - свидетельство новых времен, приговор постгуманистическому обществу. Янина Душейко живет в лесной глуши с двумя любимыми псами. В лесу раздаются выстрелы браконьеров: бьют мечущихся в панике кабанят, беззащитных оленей с оленятами…
Янина копит в себе ярость, а потом объявляет зверям в человечьем обличье войну. И разворачивается история Рэмбо в юбке, с бунтом и поджиганием церквей, где проповедуют права двуногих и отрицают такие права в животном мире - нет, понимаете, у зверей бессмертной души! "След зверя" - возвращение к той драматургии, где экран - не просто отражение жизни, а поле для эксперимента, психологического или социального.
Автор считает картину анархистски-феминистским крими с элементами черной комедии. Польское название Pokot - охотничий термин, означающий уйму убитых для развлечения животных. Агнешка Холланд сознает "архаичность" своей этической установки в мире прагматиков, но бросает в толпу свой фильм как вызов глупости, лицемерию, аморальности и безжалостности этого мира.
Программа "8 1\2 фильмов"
Мишель Хазанавичус снял картину о живом киноклассике по книге экс-супруги Годара актрисы Анны Вяземски, и мало какое кино вызывает такое расслоение оценок. Фанаты отца "новой волны" возмущены непочтительностью оскаровского триумфатора. Другие отмечают талантливость весьма дерзкой работы - уважительной к мастеру, но без пьедесталов, пиетета и придыханий.
Сюжет - взаимоотношения 37-летнего Годара (Луи Гаррель) и 19-летней Анны Вяземски (Стаси Мартин), период действия - время студенческих бунтов 1968-го, создания маоистской "Китаянки", увлечения теориями Дзиги Вертова, споров о киноязыке, радикализме и антисемитизме, в котором, увы, был замечен Годар. Хазанавичус умеет изумительно реконструировать эпоху, ее интерпретировать и признаться ей в любви. Герой - один из знаков эпохи, не более чем киногерой, с которым автор вправе обращаться свободно, дистанцируясь от унылого жанра байопика. Воссоздавая время, он импровизирует, стилизует кадры то под Годара, то под Лелуша…
Программа "Фильмы, которых здесь не было"
Перед нами движение во Франции в 90-х, где существовала общественная организация "Действуй!": молодежь боролась за право жить. Уже лет десять как косила людей эпидемия СПИДа, а фармацевтические компании все раскачивались, тестировали свои разработки. "Мы умираем!" - орали уличные демонстрации с портретами погибших над головой.
Будущий создатель картины Робен Кампийо (сценарист "Класса" и режиссер "Мальчиков с Востока") был активистом этого движения, и теперь он воспроизводит детально и эти диспуты, и демонстрации, и углубляется в личную жизнь людей, отринутых обществом, ими осуждаемых, а теперь ставших первыми жертвами эпидемии. Фильм документален по стилю, он утверждает право человека на достоинство, но, пожалуй, чрезмерен в откровенности сексуальных эпизодов. На Каннском фестивале 2017 года он взял Гран-при жюри.
Программа "Фильмы, которых здесь не было"
Награжденная в Берлине Серебряным медведем за лучший сценарий картина Себастьяна Лелио - история транссексуала Марины и ее любви к бойфренду Орландо, бросившему ради необычного романа семью. Оба счастливы вдвоем, Орландо обещает ей чудеса света, но судьба распорядится иначе: любовник скоропостижно умрет.
Здесь и придется вспомнить о бесправии таких влюбленных в консервативном обществе: Марина не может проститься с любимым человеком, придти на отпевание, на похороны, ее гонят как прокаженную, сын умершего называет ее монстром, родственники ее ненавидят, третируют, унижают, а дом, в котором она жила с любимым, больше не ее дом…
Весь сюжет жестокой мелодрамы связан с этой противоестественной ситуацией, когда человек не имеет права ни любить, ни даже скорбеть вопреки заскорузлым предписаниям общества. Не имеет права на свою долю простого житейского счастья и на нормальное человеческое достоинство. Трансгендерная актриса Даниэла Вега играет человека сильного и закаленного такой судьбой, но, на мой взгляд, на одной ноте упрямого сопротивления.
Программа "Эйфория окраины"
Фильм Аки Каурисмяки - вторая часть "трилогии портового города", начатой "Гавром", баланс между комедией абсурда в стиле Роя Андерссона и утешительной сказкой в духе Фрэнка Капры. В "Гавре" рядовые французы вступали в заговор, чтобы укрыть от властей мальчонку-беженца из Африки, в новом фильме на помощь беженцу приходят горячие финские парни.
Молодой сириец Халед (дебют Шервана Хаджи) прибывает в Хельсинки в машинном отделении грузового судна. Он из Алеппо, где погибла вся семья, кроме сестренки - он ее хочет найти, получив убежище в Финляндии. Но власти дают ему пинка под зад, и герой становится нелегалом. Ему придется испытать кулаки скинхедов, прятаться под мостами и спать на улице, пока не встретит мелкого торговца Викстрема. И начнется борьба с бюрократизмом государственных машин, с официальными установлениями и гербовыми бумажками. Борьба, где ключевые понятия - сочувствие и солидарность. Характерные для манеры Каурисмяки невозмутимость персонажей, скупость мимики и как бы замороженных движений делают обычный быт нескончаемым театром абсурда.
Программа "Специальные показы"
Эту политическую драму нью-йоркский режиссер израильского происхождения Оран Моверман считает "трампианской" - отражающей пост-гуманистическую реальность, сделавшую возможным воцарение Дональда Трампа.
Композиционно фильм построен как шикарный ужин, который два брата-политика задали себе в престижном ресторане, и делится на главы: "Аперитив", "Салат", "Главное блюдо", "Десерт" и т.д. По ходу трапезы вскрываются жуткие вещи: детишки-подростки подожгли "понаехавшего" бомжа, тот погиб, а детки остались ненаказанными. Эта моральная проблема и обсуждается встревоженными родителями: политик должен быть этически чист, но и деток жалко, их надо выручать. Спор идет отчаянный, с информационными ретроспекциями, с ироническими отсылами к истории древней и новейшей, с мордобоем на десерт.
Актерский состав могуч: Ричард Гир, Лора Линни, Ребекка Холл, Стив Куган, они умеют убедительно сыграть неубедительное. Труднее всех Кугану: он представляет клиническую картину психических сдвигов своего героя, что несколько меняет траекторию заявленной темы и направляет ее в иное русло.