Более 350 заявлений о вывозе несовершеннолетних в зону боевых действий, в частности в Сирию и Ирак, поступило в адрес уполномоченных по правам ребенка по всей стране.
- Сегодня каждый случай отрабатывается в ручном режиме. Последний, с возвратом мальчика из секты, это наглядно показал, - говорит главный детский омбудсмен Анна Кузнецова. - Пока все это делается на личных договоренностях, и спасибо белорусским коллегам, что оказали нам всевозможное содействие. Наша задача - определить наиболее эффективный алгоритм помощи этим детям и семьям в рамках международного права и наших полномочий".
Главная проблема, по словам сотрудников МИД, состоит в том, что дети оказываются на территориях, неподконтрольных официальным властям, а террористы не признают никаких других государств и участников своих организаций не выдают. Интерпол может помочь установить местонахождение ребенка, но вернуть его очень сложно. Потому что фактически нет ни одной структуры, которая бы обладала соответствующими полномочиями.
Связаны руки и у пограничной службы. Сотрудники ФСБ имеют оперативную информацию по ряду лиц, но по закону никак не могут воспрепятствовать им вместе со своими детьми выезжать за рубеж. По закону ребенок может покинуть страну, если нет судебного ограничения на пересечение границы со стороны одного из родителей. Более того, ребенка нельзя объявить пропавшим без вести, если он едет куда-либо со своим законным представителем, поскольку законодательство основано на презумпции добросовестности родителей.
Предотвратить подобные инциденты можно, если ограничить действия недобросовестных родителей, которые пытаются обойти уже существующие запреты с помощью различных ухищрений.
Анна Кузнецова предлагает, например, ввести обязательное получение согласия второго родителя на соответствующую поездку. Также действенным механизмом может стать введение уголовного наказания за похищение ребенка одним из членов семьи.
В ближайшее время аппарат Уполномоченного по правам ребенка проанализирует всю имеющуюся практику и подготовит предложения, которые могут лечь в основу изменений в законодательстве.