В распоряжении газеты оказался список компаний (в основном в сфере образовательного туризма), которые не значатся в реестре, но предлагают полный набор "туроператорских" услуг - от бронирования гостиницы до покупки перелета, трансфера и страховки.
Также в этом списке есть фирмы, которые в реестре указаны как операторы по внутреннему туризму (для бизнеса это обходится значительно дешевле), однако среди направлений, куда они отправляют своих клиентов, есть страны Европы, Канада, США и Австралия.
Туристу отличить "подделку" крайне сложно. Особенно если поездка завершилась благополучно. Однако серьезные проблемы могут начаться, когда что-то пошло не так. Такие компании не попадают под действие туристического законодательства, а значит, их клиенты не могут рассчитывать на компенсацию в случае банкротства турфирмы и эвакуацию за счет средств из фонда "Турпомощи".
Звоним в одну из таких фирм, якобы расспросить о языковой программе для ребенка. Девушка на другом конце провода с воодушевлением рассказывает про детский лагерь на Мальте, но начинает "плавать", как только речь заходит о статусе ее организации. То называет себя российским представителем лагеря, то туроператором (когда возник вопрос, кто берет на себя ответственность за организацию отдыха - лагерь или фирма). При этом, по имеющимся сведениям, эта компания покинула реестр еще в 2016 году.
В другой компании, занимающейся отправкой детей в Великобританию, менеджер, не стесняясь, называет номер в реестре. Он даже крупно выделен на главной странице сайта. Но, как выяснилось, в соответствии с этим номером фирма имеет право отправлять туристов только по России, но никак не за рубеж.
И это только полдела. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина рассказала, что конкуренцию турфирмам все чаще составляют "люди из Интернета". В Алтайском крае, например, обнаружили не менее 40 нелегалов - это группы в соцсетях, турклубы, индивидуальные организаторы туров. Все они занимаются "туроператорством", но юридических лиц не оформляют, в реестре не состоят, налогов не платят.
Нелегалы в регионе успели нарастить серьезную конкуренцию работающему в правовом поле бизнесу. Некоторые даже обзавелись собственными автобусами и бронируют места в гостинцах. А поскольку налоги они не платят, то могут держать цены ниже, чем у легальных компаний.
Эксперты связывают активизацию "черного" туристического рынка с двумя факторами: пробелами в законодательстве в части оказания отдельных туристических услуг и возросшей финансовой нагрузкой на туроператоров.
Вступивший в силу в начале этого года новый отраслевой закон потребовал от турбизнеса дополнительных трат. Появился фонд персональной ответственности. Он создан для выплат туристам в случае краха туристической фирмы. Ежегодный взнос составляет один процент от общей цены турпродукта конкретной компании за предыдущий год. При этом появление нового фонда не отменило выплат в коллективный компенсационный фонд "Турпомощи" (это еще плюс 50-500 тысяч рублей), а также финансовые гарантии, оформленные в страховой компании или банке.
Новые требования, которые призваны повысить защиту туристов, потянули не все. В начале года наблюдатели прогнозировали уход с рынка 10-15 процентов компаний. И этот процесс еще продолжается. Только за последние несколько недель Ростуризм исключил из реестра около трех сотен туроператоров. Основанием в большинстве случаев послужило непродление фингарантий. Пока фирма не застрахует свою ответственность, она не имеет права продавать туры (может только отрабатывать имеющиеся договоры). Кто-то, конечно, потом вернется в реестр. А кто-то уже нет.
Выходит, что оставшимся за бортом порой выгоднее балансировать на грани закона, нежели вести легальный бизнес. Как объясняет руководитель правовой комиссии РСТ Георгий Мохов, имеющиеся лазейки в законодательстве способствуют этому. "Сегодня в сфере выездного туризма официально работают примерно 600 туроператоров, хотя пару лет назад таких компаний было 2 тысячи. Число тех, кто продает отдельные туристические услуги, думаю, не менее 10 тысяч", - замечает собеседник "РГ".
Как так получилось? По словам Мохова, наше законодательство в основном регулирует продажу пакетных туров. Однако если компания отдельно продает проживание и перелет, она уже как бы и не турфирма. Такое разделение возникло лет 15 назад и действует до сих пор, хотя туристический рынок ушел далеко вперед. Например, появились онлайн-продажи, чья доля на рынке достаточно велика. Все это создает условия для недобросовестной конкуренции, уверен Георгий Мохов.
К сожалению, туристам, которые слабо знакомы с нюансами ведения турбизнеса, очень легко попасться на удочку липовых "туроператоров". Граждане сначала смотрят на цену, а уже потом на все остальное. При этом эксперты объясняют, что среда обитания таких организаций - европейские направления, куда летает большое количество регулярной перевозки. Вовсе нет их только на массовых курортах, таких как Турция или Таиланд. Слишком большой поток - слишком все на виду.
Возможно, ситуация изменится после появления электронных путевок - система будет проверять соответствие туроператора закону, что гарантирует безопасность купленной путевки. Напомним, система должна заработать с января 2018 года. А пока надо все проверять самим. Реестр в открытом доступе - на сайте Ростуризма. И прежде, чем платить за тур, - загляните туда. Целее будут отпуск и деньги .