Потомки белорусов-переселенцев посетили историческую родину

До Беларуси сибиряки с глубокими белорусскими корнями добирались двое суток, преодолев на "КАМАЗе" разлившуюся реку, дальше - поездом.

130 лет назад их предки - сибирские переселенцы - прошли этот путь впервые, навсегда оставив родные деревни в Могилевской губернии. Тогда дорога была куда тяжелее и драматичнее, в Сибири белорусов никто не ждал, но там они нашли то, что ценили больше всего, - землю. Свободную и никем не ограниченную. И основали новые деревни, сохранив свой уклад, язык, обряды и праздники. Их потомки в четвертом поколении поют все те же песни и варят пиво по старинному рецепту, давно утраченному там, откуда их корни.

Эти песни, рецепт пенного напитка, вышитые рушники и землю, которая стала для них родной, правнуки "самоходов" (так переселенцы назвали себя сами) привезли в Рогинь. Сейчас это агрогородок в центре Гомельской области - после революции Могилевская губерния была упразднена, но большинство деревень сохранили прежние названия. Формальным поводом для их визита стала премьера фильма белорусского режиссера-документалиста Ирины Волох, который она так и назвала - "Самоходы".

Проект возвращения сибирских белорусов к истокам поддержали Международное гражданское объединение "Бацька шчына", местные и районные власти в России и Беларуси, однако у съемочной группы до последнего оставались сомнения, что их герои доберутся до своей исторической родины. Тяготы пути в сибирское село, отрезанное от наезженных дорог, киношники испытали на себе не раз. А тут еще Иртыш разлился, да и три с половиной тысячи километров - это вам не соседняя деревня, несмотря на то что в Ермаках, откуда прибыли гости, одна из улиц издавна носит название Рогинь.

И все же они доехали. Были слезы, объятия, семейные истории на деревенском кладбище - так, как оно обычно и происходит, когда родные люди встречаются через годы и расстояния. Только сначала им пришлось познакомиться: за 100 с лишним лет из Сибири в Рогинь еще ни разу никто не приезжал, и письма оттуда уже давно не приходили. Конечно же, и здесь, и в соседней Бушевке читали репортажи журналистов "СОЮЗа", побывавших в Ермаках не однажды (последний раз - в минувшем апреле). Но одно дело пытаться угадать черты родственников на газетных фотографиях, и совсем другое - почувствовать тепло их сердечных объятий. Наигранных, фальшивых эмоций не было.

С 1896 по 1909 год в Сибирь выехали сотни тысяч белорусов. Семьи были большими, земли - мало, и, отчаявшись, деревни стали снаряжать ходоков в поисках новой родины для внуков. Безуспешно обойдя Черноморскую губернию, те дошли до Сибири - и неожиданно обнаружили там пейзажи, к которым привыкли дома. Через несколько лет белорусская речь звучала в Сибири уже повсюду.

Большинство кадров фильма Ирины Волох можно было снять практически в любом уголке Беларуси - те же лица, дома, привычные березы, дубы и липы. Разве что дров на подворьях в разы больше, чем у самого запасливого белорусского хозяина, - съемочная группа добралась до Ермаков к сентябрю. Для режиссера эти дрова стали красноречивым символом:

- Когда мы приехали, стояла прекрасная, теплая осень, красота - невероятная. И повсюду высились буквально горы дров. Как знак того, что Сибирь - это серьезно, тяжело. Через шесть дней пошел снег...

О жизни на оставленной родине потомки тех переселенцев осведомлены в деталях - постоянно смотрят белорусское телевидение, слушают радио. Но для их новообретенных родственников возможность так подробно увидеть быт сибирских белорусов стала большим сюрпризом. И в Рогини, и в Бушевке, и в Буда-Кошелеве - везде, где демонстрировался фильм "Самоходы", вопрос, как удалось им сохранить, не растерять за тысячи километров и язык, и традиции, если не звучал вслух, то ясно читался по глазам публики.

Историю этого великого переселения сибирские белорусы трепетно берегут, не забыв ни одного имени.

В белорусских деревнях о своих переселенцах по-прежнему почти ничего не знают

- Это была дикая, вековая, непроходимая тайга, деревья в лесу стояли так плотно, что на землю даже не падал ни один луч солнца, - Надежда Вычужанина рассказывает о давних событиях так, будто переживала все лично. - Сначала они пришли в "сугляды". Евдоким Мельников и братья Крупниковы, Прокоп и Кирилл из деревни Рогинь. В первый год построили здесь 5 хат, после чего сюда сразу приехали более 20 семей из деревень Бушевка, Буда, Меркуловичи и Рогинь... Все наши дети знают эту историю, хотя и разлетелись уже по всему свету.

По паспорту они давно русские, но песни, записанные от прабабушек, поют без акцента. И даже в четвертом поколении пересыпают свою речь характерными белорусскими словечками, порой настолько древними, что расшифровать их может только филолог. Или тот, кто не почувствует себя гостем в Викуловском районе Тюменской области.

Елена Новикова выросла в Ермаках. И приехала из Петербурга без официального приглашения, узнав о визите бывших односельчан в Беларусь из соцсетей. В прошлом она геолог, но сейчас ищет не нефть, а документальные подтверждения сюжета, который ее бабушка, Анна Харитоновна Мельникова, любила пересказывать, сидя за прялкой у керосиновой лампы, - еще в 1960-х электричество в Ермаках было не везде. Теперь внучка пишет книгу, исследуя архивы Тюмени, Тобольска, Омска, Челябинска. И обнаруживает там порой очень неожиданные факты:

- К 1917 году на севере нынешнего Викуловского района было уже 9 белорусских деревень, а приход местной церкви насчитывал 3 с половиной тысячи человек. И вот эти прихожане собирают сход и пишут прошение тобольскому губернатору с просьбой о позволении создать свою независимую белорусскую Ермаковскую волость. Какой была реакция на это письмо - неизвестно, но документ о такой просьбе хранится в Тобольском архиве.

Бабушку Елены Новиковой привезли в Сибирь в двухлетнем возрасте. Всю свою жизнь она тосковала по родной земле, просила привезти хотя бы горсточку. Не дождалась, умерла раньше, чем выросла ее внучка. Однако и десятилетия спустя Елена не забыла о бабушкиной просьбе, увезла с Гомельщины не только новые адреса и душевные воспоминания, а и землю из деревни Рогинь Буда-Кошелевского района Гомельской области, которая для нее никогда не станет чужой.

Профессор кафедры этнологии и фольклора Белорусского государственного университета культуры и искусств Ольга Лобачевская сама родилась в Тюмени, не первый год изучает тему белорусских переселенцев, возила в Ермаки своих студентов. Фильм "Самоходы" был создан по ее сценарию - не будь этого кино, возвращение из Сибири на родину предков у ермаковцев наверняка заняло бы еще не один год.

Досье "СОЮЗа"

На переломе XIX и XX веков из Могилевской губернии в Сибирь пришли 200,3 тысячи белорусов. Из Витебской - 153,6, Минской - 95,7, Гродненской - 27,5. Село Ермаки Викуловского района Тюменской области было основано 24 белорусскими семьями в 1897 году. Соседняя Еловка началась с 29 белорусских хозяйств, Осиновка - с 25. Десятилетиями браки здесь заключались только между соседями, что и позволило им сохранить старинную белорусскую культуру даже в новом столетии.