Кастомайзеры - это люди, которые собирают байки, или кастомы (в переводе с англ. custom - изготовленный на заказ). Свои собственные, уникальные, в единственном экземпляре. Несколько таких экземпляров показали в московской Галерее классической фотографии в интерьерах выставки фотографа Артема Василькова "Как мечтает сталь". Герои его фотосессий - упертые (в хорошем смысле этого слова), уверенные в себе настоящие мужчины, которые вышли из душных офисов и, открыв свое дело, наконец стали счастливыми.
"Я посвящаю выставку людям, живущим, как и я, мечтой, - говорит фотограф. - Мастерам, творящим и существующим в своем уникальном мире, который мало пересекается с общепринятой реальностью... Это художники, соединяющие сложнейшие технические решения с уникальной для каждого мотоцикла эстетикой".
Илья Замесов покончил с офисом и забросил стабильную профессию айтишника ради байков. Их он собирает уже почти десять лет. "Я занимался всевозможными компьютерными вещами до того момента, пока они для меня совершенно не омертвели и я не понял, что я на самом деле человек аналоговый, - говорит Илья. - Для меня это способ сказать то, что я хочу сказать. Я умею говорить только на этом языке, а на всех остальных с трудом".
Его любимая "боевая подруга" - мотоцикл из конца 70-х, от которого осталась только центральная часть двигателя. Илья переделал его в соответствии с идеологией и духом 30-х годов. "Это вещь, которую можно завещать своим внукам", - продолжает Илья.
Штучные байки рождаются из всякого сора - детали берутся с помоек, магазинов, гаражей, ищутся на интернет-барахолках, покупаются у таких же кастомайзеров по всему миру.
"А двигатель от "Харлея" тоже на помойке валяется?" - интересуюсь я у кастомайзера с тридцатилетним стажем Сергея Крылова. "Валяется, но не у нас, конечно, - рассказывает он. - В Америке или Германии. Сейчас старые вещи стали больше цениться, люди несколько раз подумают, прежде чем выкинуть что-то. Так что раньше искать детали было проще. Запчасти для своего второго "Харлея" я покупал в Германии. У меня была только рама, добытая здесь. Остальное покупал у сумасшедшего немца, который жил рядом с американской авиабазой, оттуда ему американцы привозили разные запчасти, которые он распродавал".
Для Сергея его кастом-байки - это все вместе: и увлечение, и работа, и хобби. Причем увлечение с детства. "Посмотрел кино "Приключения Электроника", захотел мопед, - говорит Сергей. - И гараж мне у главного героя очень нравился. В папином гараже тоже было много всего интересного, в том числе мотоцикл, который мне подарил дядя. Он стоял разобранный, фактически в мешке. Я начал его крутить-вертеть, думать, что с ним можно сделать. Так до сих пор не могу остановиться". В прошлой жизни Сергей работал в автосервисе, занимался сначала ремонтом, потом реставрацией и тюнингом авто, пока наконец не увлекся байками ручной работы.
Михаил Антонов, чемпион России по кастомайзингу, подводит к своему видавшему виды детищу. Его мотоцикл - сверхлегкий, из алюминиевых деталей, гоняющий на метиловом спирте. "Это хобби, которое является работой, - говорит он о своем увлечении. - Самое главное, что можно получить от жизни, - это ходить на работу с удовольствием, заниматься тем, что ты любишь и без чего не можешь жить. Мне нравится работать руками, головой и воплощать какие-то идеи и мечты в жизнь".
Со своим байком "на спирту" он участвовал в Неделе скорости на Соляных озерах в Юте в классе винтажного двигателя. Единственный случай в России.
Как говорит Михаил, на создание такого байка уходит от полугода до пяти лет. "Двигатель 1955 года отечественный, оригинальный картер и цилиндры, - рассказывает Михаил. - Вокруг двигателя построена рама. Мы использовали максимально легкие материалы - титан, алюминиевые сплавы. При создании байка использовалось более 230 гаек из титана. Все для того, чтобы выйти за пределы рабочей скорости в 186 км/ч".
Михаил был обычным автомехаником, но однажды рискнул и устроился на работу в одну из кастом-мастерских Москвы. Его взяли, но особых надежд не питали. А зря. Первый же байк Михаила по имени Воо трижды становился лучшим мотоциклом 2014 года.
Кстати
Цена байка ручной работы обычно стартует с 2000 долларов. Но верхней планки нет. В создании таких штучных произведений могут применяться дорогостоящие ювелирные технологии, что естественным образом удвоит и утроит стоимость. Как говорят кастомайзеры, цена во многом зависит от запросов заказчика. Идеальная ситуация - это когда ты создаешь то, что хочешь сам, ни на кого не оглядываясь. А еще лучше, когда человек малыми средствами может выразить то, что он хочет выразить, и получается шедевр, тогда это признак таланта и большого потенциала автора.