Социологи: Россияне проявляют "продуктовый патриотизм"

За один поход в магазин в марте 2017 года среднестатистический россиянин оставлял на кассе 528 рублей. Индекс среднего чека вывели социологи Ромир на основе анализа покупок 30 тысяч человек из 180 городов России. При этом с начала года сумма постоянно сокращалась на 2-3 рубля в месяц: люди вошли в режим экономии.

Но не менее важно и то, что стоит за средними цифрами. А скрывают они серьезные перемены в количестве, качестве и месте производства продуктов. За последних три года россияне отказались от многих привычных импортных продуктов и поддержали рублем отечественных производителей. Не всегда по доброй воле, но факт остается фактом.

Минпромторг обнародовал статистику: за три года доля зарубежных товаров на магазинных полках снизилась втрое. Почти 80 процентов того, что нам готовы продать, - с ярлыком "Сделано в России". Что же касается базового продуктового набора (хлеб, мясо, рыба, молоко, крупы, яйца, сахар, макароны), то он на 95 процентов отечественный. 35 процентов ассортимента составляют теперь товары местных (региональных) производителей. Импортозамещение здесь состоялось, подытоживают эксперты.

Почему россияне стали предпочитать отечественное, долго пояснять не надо: тут и контрсанкционные меры принесли свои плоды, и кризис научил экономить, и местным фермерам стало полегче попасть на прилавки торговых сетей.

Но кроме чисто экономических причин социологи фиксируют и серьезные перемены в менталитете наших покупателей. Для них все менее важен сам по себе бренд и на первое место выходят свежесть и натуральность товара, отсутствие ГМО и т.д.

По данным опросов, проведенных "Ромир" совместно с Центром ОНФ по мониторингу технологической модернизации, треть россиян проявляют так называемый потребительский патриотизм и считают самыми качественными продукты именно отечественные. На то, в какой стране товар произведен, обращают теперь внимание 28 процентов покупателей (в 2012 году таких было 33 процента). Марка важна 16 процентам граждан (раньше 22). 80 процентов обращают внимание на срок годности и состав. Цена - самое важное для двух третей россиян.

За что мы готовы еще и приплатить? За экологически чистые продукты (56 процентов), за свежие, не перемороженные и ничем не обработанные (51 процент), не содержащие ГМО (46). Каждый шестой покупатель особо отметил, что согласен платить чуть дороже за продукты отечественного производства - "своя картошка ближе к телу".

Правда, есть пределы любому патриотизму, когда качество "импортозаместителей" оставляет желать лучшего. По данным "Ромир", люди достаточно часто высказывают недовольство тем, что "швейцарский" сыр отечественного производства похож на оригинал примерно как рубль на франк, рыба переморожена и "сделана будто из картона", а "русский хамон", купленный не очень-то и задешево, обнаруживает сходство с докторской колбасой. Больше всего нареканий (33 процента) вызывал сыр, в антирейтинге за ним идут фрукты (20 процентов) и рыба (19 процентов).

Рост цен привел к некоторому снижению потребления свежих продуктов - мяса, фруктов и овощей. Люди стали есть больше круп, макаронных изделий, дешевых видов мясных продуктов, вместо говядины покупают курицу и т.д. Многим теперь не по карману рыба и морепродукты - соответственно снижается и объем таких покупок. На 10 и более процентов реже граждане стали приобретать замороженные полуфабрикаты. Правда, есть и капля позитива. Каждый пятый участник опросов отметил, что качество мяса и овощей стало явно лучше. Во многом именно эти продукты производятся в России, и путь их на прилавок достаточно быстр. Что же касается молока, масла и молочных продуктов, то две трети опрошенных считают, что их качество не изменилось, 15-17 процентов отметили перемены к лучшему.

Кстати, собственную программу импортозамещения россияне стали проводить и в аптеке. Сейчас, по данным "Ромир", 70 процентов респондентов на собственном опыте убедились, что качество отечественных препаратов не хуже, чем у импортных аналогов, 9 процентов думают, что оно даже выше. Более 21 процента (в основном это пожилые люди) полагают, что импортные лекарства все равно превосходят российские, как ни крути.

Мнение

Инна Афанасенко, директор по развитию "Ромир Панель":

Импортозамещение на продуктовом рынке продолжается. Покупатели, которые изначально обратились к товарам российского производства сугубо в целях экономии, сейчас понимают, что во многих случаях соотношение цены и качества выгодно отличает отечественные товары от импорта или, по крайней мере, различия невелики. Они остаются верными таким брендам и покупают их все чаще. Кроме того, сейчас многие ретейлеры активно развивают собственные

торговые марки, основу которых составляют недорогие товары производства РФ. Это также способствует вовлечению покупателей в покупку отечественных товаров. Более активны в этом отношении жители небольших городов, от 100 до 500 тысяч населения. В мегаполисах сильнее сказывается влияние рекламы в СМИ и Интернете - люди относительно чаще выбирают зарубежные бренды.

На рынке безрецептурных лекарств также видна тенденция к импортозамещению, так как российские аналоги занимают нишу более дешевых препаратов.