Предлагается наказывать серьезными штрафами всех лиц, которые допустили нарушения требований технрегламента Таможенного союза к топливу и мазуту. Касается это как прямых производителей бензина, дизтоплива и мазута, так и продавцов. Так, если были выявлены нарушения по маркировке продукции и содержанию необходимой для потребителя информации, то индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц оштрафуют на 100-300 тысяч рублей. Если же проблемы именно с качеством производимого и реализуемого топлива, то вводятся так называемые оборотные штрафы в один процент совокупной выручки, полученной от продажи (но не менее 500 тысяч рублей). Если такое нарушение будет зафиксировано еще раз, то штраф составит два миллиона рублей, либо речь пойдет о приостановлении деятельности предприятия или заправки на срок до 90 суток. Сейчас в КоАПе тоже есть штрафы для недобросовестных производителей и продавцов: для ИП - 20-30 тысяч рублей, для юрлиц - 100-300 тысяч. Ответственность для нарушителей - до 1 миллиона рублей может наступить, если пострадавший сможет доказать, что именно бензин привел к поломке его авто.
Проверяет качество топливо Росстандарт. И по его данным за первый квартал этого года, в 20 из 120 проверенных АЗС были зафиксированы нарушения. В среднем же, как рассказали "РГ" в минпромторге, 30 процентов производителей у нас работают с нарушениями. Среди АЗС доля нарушений в 2012 году составила 31процент, в 2013 и 2014 годах - по 33процента, а в 2015-м - 42,5 процентов. Значительная доля нарушений приходилась на независимые АЗС. Больше всего нарушений на АЗС было в Приволжском федеральном округе (47%), Северо-Западном (44%), Южном и Северо-Кавказском (44%) округах. Самые распространенные нарушения выявляются по таким показаниям, как "массовая доля серы", "температура вспышки в закрытом тигле", "октановое число". Проще говоря, 95-й бензин по своим химическим показателям не дотягивает и до 92-го, а под 92-м продают и еще более грязную смесь. В Москве даже создали "черный список" АЗС, который можно найти на сайте департамента природопользования и охраны окружающей среды и постоянно обновляется. Как рассказали в департаменте, кандидаты в этот список попадают по результатам плановых и внеплановых (по обращениям москвичей) проверок. "Когда предприятие штрафуют, его вносят в "черный список" - до проведения повторной проверки, которая обычно проходит через 3-4 месяца. Если при повторной проверке нарушений не выявлено, то предприятие исключают из "черного списка", - рассказали в департаменте. Сейчас в списке 26 АЗС. И, как показывает практика, никто надолго не хочет там задерживаться.