22.06.2017 18:00
    Поделиться

    Никита Михалков: В рамках ММКФ должен работать большой кинорынок

    Традиционная пресс-конференция, которую президент Московского кинофестиваля режиссер, актер и продюсер Никита Михалков дает перед началом киносмотра, прошла при полном аншлаге. Были вопросы, которые повторяются из года в год - о русской программе и о Дворце Фестивалей, например, затронуты проблемы санкций - без этого в последние годы не обходится, но журналисты задавали и новые - в основном, они касались азиатского кино и новых технологий, например, как для освещения киносмотра использовать возможности, которые дает интернет, в частности канал You Tube.

    После брифинга обозреватель "РГ" задала Никите Сергеевичу несколько вопросов специально для наших читателей.

    Вы много ездите по мировым фестивалям? Где были в последнее время, и что бы хотелось привнести в Россию?

    Никита Михалков: Я считаю, что в Москве, в рамках фестиваля, должен работать настоящий большой кинорынок, но этого не будет, пока не отменят санкции. Я имею в виду кинорынок на уровне Канского. Кинофестиваль должен быть толчковой ногой для бизнеса. Но я думаю, что это будет. По другим фестивалям в этом году я не ездил, потому что занимался академией и сценарием. Но все что нужно смотреть я посмотрю, а тусоваться нет времени.

    В программе 39-го Московского кинофестиваля есть фильмы, например,  Берлинского и Каннского киносмотров этого года. Какие из них намерены посмотреть в первую очередь?

    Никита Михалков: У меня есть специальный список того, что хочу посмотреть. Но вдаваться в подробности я не буду.

    В первые дни работы фестиваля уже возникли первые нападки - они касаются того, что в "Октябре" всем тесно. Например, даже в двух залах, где идут пресс-показы, помещаются около 400 человек, а журналистов аккредитовано более тысячи плюс представители киноклубного движения.

    Никита Михалков: Я на этот вопрос отвечаю уже много лет. Бог даст - все подписано, решено, и  на набережной в Лужниках уже осенью этого года  начинается строительство большого фестивального центра, где поместятся все. Если все сложится, что уже через два три года я не буду повторяться и вновь произносить эти слова. "Октябрь" - вынужденная мера, рядом нет парковок, трудно всем поместиться и так далее. Но есть место, инвесторы, план, эскизы, все можно посмотреть на сайте Правительства Москвы, и весь фестиваль замечательно "упаковывается" в прекрасное здание с видом на Москва-реку.

    Какой сценарий вы сейчас пишете?

    Никита Михалков: Мы заканчиваем сценарий с братьями Пресняковыми под названием "Шоколадный револьвер".

    Братья Пресняковы не впервые работают с представителями вашей династии, например, они приняли активное участие в работе над сериалом "Чурросы" - режиссерский дебют в этом жанре вашей дочери Нади. А когда вы  выпустите фильм,  где будет снимать, и  картина будет построена  на классике или  на современном материале?

    Никита Михалков: Да, на современном материале. Когда выпустим - пока не знаю. А снимать будем в Москве, Каннах, Берлине и Лос-Анджелесе.

    Довольны ли вы  работой вашей Академии? Недавно посмотрела фильм "Мастерская", который сделали выпускники курса Владимира Аленикова. Будет ли какое-то сотрудничество между Академией и Московским кинофестивалем? Возможно, вы привлекаете студентов в качестве волонтеров?

    Никита Михалков: Думаю, что пока нет. Они только что сдали экзамены  - мы сделали спектакль. Это трудоемко и интересно.  Вместе с ними  мы  сейчас поедем на гастроли. Нас приглашают очень много - и по России,  и в  Канаду,  и в Испанию, и  в Германию. А вообще  я считаю, что это одно из самых главных дел, которое  сейчас необходимо - помощь актеру в борьбе с плохой режиссурой.

    На чем сделал акценты на брифинге Никита Михалков

    На санкции и традиции Московского кинофестиваля

    ...При советской  власти Московский кинофестиваль был терра инкогнита для мира, сюда ехали все, я сам стоял в очередях чтобы смотреть иностранное кино. Потом еще некоторое время назад фестиваль существовал и был интересен, но тенденция была тусовочная.

    Сейчас, волею судеб, большой урон нам наносят эти санкции  - кто-то  из коллег деликатно говорит  что занят, кто-то говорит о съемках.... Я могу их понять, но осуждать не могу. Но это накладывает неприятную оскомину -  находиться в той зоне, куда не решаются приезжать твои коллеги, потому что политика значит больше чем искусство.

    С другой стороны нет худа без добра. Открыт шлюз в ситуации, когда опираться не на кого  - только на себя. Тусовочный привкус ушел, остался интерес  к кино. Его много и оно разнообразно. За фестивальные дни люди могут получить полное представление о том, что происходит в мире кино...

    На главной новости фестиваля нынешнего года

    ...На закрытии Мэр Москвы должен вручить три приза фильмам, в которых изображена Москва. Первая премия - 50 млн рублей, вторая - 30  миллионов и третья - 20 миллионов

    Изменится ли "право первой ночи"?

    ...На Московском кинофестивале есть "право первой ночи". Мы в рамках Устава, и все картины у нас должны быть показаны впервые. Поэтому члены отборочного комитета колесят по миру и отбирают картины. Злые языки могут сказать, что мы подбираем. Но это - не так...Конечно, мы находимся в этом смысле в прокрустовом ложе, потому что нам нужны  самые первые картины. Но вся ответственность лежит на тех, кто профессионально всю жизнь занимается кинематографом. Наш программный директор  - Кирилл Разлогов -  гуру в этом смысле, и мы доверяем его профессионализму.

    По поводу квот в прокате

    ...По поводу квот в прокате я не силен. Бывает внешне все выглядет замечательно, но когда прикасаются вплотную, это превращается в уродство. В летописи 12 века написано, что не дело получилось, потому что делалось с тяжким звероподобным рвением. Это наша национальная традиция....

    По поводу российских картин

    ...Был момент, когда ни одной русской картины не было, которая была бы достойна фестиваля. Был скандал в Минкульте - неужели нет ни одного фильма,  чтобы достойно была представлена страна. И тогда  сказали, мол,  и не надо. И на том фестивале не было в конкурсе ни одной отечественной картины. Сейчас же уровень картин разнообразен и очень высокого профессионального качества...Мы откровенны и честны перед зрителем...

    Про новые технологии

    ...Можно сделать кино, снятое на айфон. Однако, если его сделал талантливый человек - оно будет настоящим. Но нужно отделять зерна от плевел. Блогеры  -  мощная сила. С ними нужно общаться и разговаривать. Это обоюдоострая вещь...

    Про критику

    ...Вы у меня спрашиваете про критику? Есть человек который критикуем больше, чем я ? Покажите мне его...  Я очень уважаю людей, которые, разбирая твое произведение делают это ни по каким другим поводам - только желая объяснить, но это должно быть рождено изнутри. Но это может быть и хула. Однако уровень хулы остается с те кто хулит... Поэтому любая критика мне интересна.

    Одна женщина много лет назад, ругая меня, написала, что настоящее искусство - это то, что хочется увидеть и  прочесть еще раз. Так появляется классика. Возникает вопрос, а много ли картин которые получают призы на международных  фестивалях, которые  хочется увидеть еще раз? Немного, на мой взгляд....
     

    Поделиться