22.06.2017 11:48
    Поделиться

    Выставки Платоновского фестиваля остались в Воронеже

    Платоновский фестиваль заставил воронежцев две недели жить искусством
    Эффектным шоу, где артисты словно игнорировали силы притяжения, завершился VII Платоновский фестиваль. Он привлек более 700 деятелей культуры из 23 стран и объединил 85 тысяч зрителей из Воронежа и соседних городов - зрителей разных возрастов и культурных предпочтений.

    В одном порыве

    Почтенные профессора слушали стихи блокадников в заброшенном цехе, сидя на фанерных кубиках рядом со своими студентами. Бомонд, заплативший немалые деньги за вход на опен-эйр в Рамони, отплясывал под цыганские песни не менее самозабвенно, чем безбилетники за оградой. Чопорные дамы вопили в филармонии "браво!" и топали ногами едва ли не громче восторженных школьников.

    А День России?.. Вряд ли где его праздновали с таким воодушевлением. Уже несколько лет в Воронеже 12 июня по главному проспекту под веселую музыку шествуют клоуны, бабочки на ходулях и добрые волшебники. В 2017-м парад уличных театров перенесли на вечер, приготовив красочное световое шоу. На площади Ленина, прямо под дланью Ильича, гуляли динозавры и надувные лошади. По оценке сотрудников МВД, собралось около 20 тысяч человек.

    "Во все времена люди думали, как преодолеть силу, которая тянет тело к земле, и почувствовать то, что возносит душу к небесам", - объясняли концепцию своей программы "Гравитация" пианисты Антон Батагов и Полина Осетинская. Своеобразной рифмой к ней стало финальное событие фестиваля - "Ария" итальянской компании No Gravity: танцоры взмывали под потолок и кувыркались там под барочную музыку, солист изображал над сценой "полет шмеля", а публика тщилась рассмотреть канаты, проекторы или зеркала.

    Когда эта сказка кончилась, одна из постоянных зрительниц вздохнула: "Даже странно, что завтра вечером не надо никуда собираться".

    Прекрасное рядом

    Многие воронежцы только на фестивале замечают, какие отличные музеи, оркестры и артисты есть у них в городе. Между тем любители музыки смогут до конца августа наслаждаться ею в Зеленом театре (Центральный парк), где запланированы концерты местных коллективов, например ансамбля "Воронежские солисты" и губернаторского духового оркестра. А тем, кому милее зал филармонии, стоит поспешить за абонементами на сезон 2017/2018. В рамках проекта "Музыка+" здесь покажут синтез разных искусств. Под Дебюсси, Равеля и Шоссона на сцене будут рождаться живописные полотна. На музыку Баха, Стравинского и Респиги поставят хореографические миниатюры. А сочинение Бетховена к трагедии Гете "Эгмонт" прозвучит в сопровождении популярного актера Юрия Смышникова.

    Многие воронежцы только на фестивале замечают, какие отличные музеи, оркестры и артисты есть у них в городе

    Начинающим меломанам помогут концерты программной музыки (тем более что их сопровождает лектор) и абонемент "Собрание великих сочинений". Тем, кого на Платоновском пленил вечер "Посвящение Гершвину", стоит послушать воронежский биг-бенд. А публика, впечатленная "мессой мира" (где на сцену вышли камерные хоры Воронежа, Липецка, Тамбова и Казани), наверняка обратит внимание на выступления вокальных ансамблей в течение года. И дождется небольшого Пасхального фестиваля в филармонии, где обещают исполнить кантату Чайковского "Москва" с исходным - и редко звучащим! - духовным текстом.

    Платонов с нами

    В этом году на Платоновском ввели образовательную программу "Театр+". Перед сложными спектаклями читали лекции, после - устраивали обсуждения. Знакомиться с историей и актуальными трендами театральной жизни Европы можно и в течение года. В Камерном театре проходят видеопоказы постановок знаменитых режиссеров, в драматическом в этом сезоне вспоминали знаковые спектакли своей труппы. В обоих театрах время от времени идут читки современных пьес.

    У воронежцев есть год, чтобы посмотреть спектакли по Платонову в Камерном, драматическом и кукольном театрах. Никак нельзя упустить и оперу "Родина электричества", премьера которой прошла на фестивале. Осенью постановку должны показать еще. Это уникальный опыт переложения Платонова на язык музыкального театра и первая за много лет попытка поставить в Воронеже современную оперу. В Черноземье такого больше нигде не увидишь. Потому хотя бы, что оперный театр здесь всего один.

    Наконец, до следующего фестиваля можно спокойно почитать Платонова. Для популяризации его творчества форум и затевался. Но даже среди постоянных зрителей есть те, кто каждый год смотрит спектакли по "Фро" и до сих пор этот рассказ не читал.

    Спешите видеть

    В Воронеже еще можно пройти по "следам" Платоновского фестиваля. Так, до 24 июня в галерее областного художественного музея выставлены тактильные копии шедевров Боттичелли и Кранаха Старшего, Шардена и Руссо, Гогена и Пикассо из ГМИИ имени А. Пушкина. Один экспонат был создан на основе "Крестьянской трапезы" Чиппера, хранящейся в Воронеже. Рельефные изображения и аудиогид адаптированы к восприятию слабовидящих и незрячих людей. Остальным выдают темные очки. Вход свободный.

    Другая бесплатная выставка доступна до 27 июня в зале на улице Кирова, 8 (с 10 до 19 часов). В проект "Мейерхольд и художники. Пространство игры" вошло 200 с лишним эскизов, макетов, фотографий, чертежей и реконструкций костюмов. Глядя на них, можно представить, как выглядели спектакли режиссера-реформатора. Именно его "Великодушный рогоносец" в оформлении "амазонки русского авангарда" Любови Поповой считается первой ласточкой сценографии в России.

    - Мейерхольду нужен был не самостоятельный художник, а хороший исполнитель. И такими исполнителями для Всеволода Эмильевича становились ни много ни мало Тышлер, Дейнека, Родченко и Степанова, Кукрыниксы… - сообщила заведующая музеем-квартирой Всеволода Мейерхольда Наталья Макерова.

    До 2 июля в Воронежском музее имени И. Крамского гостят картины "крылатого реалиста" Александра Тышлера. Столь полно его творчество не представляли в России почти 20 лет. Живописные полотна и графику привезли из Пушкинского музея, макеты - из Бахрушинского, редкий рисунок нашелся в столице Черноземья. Выделили картину музейщики из Тулы - не преминув попросить о ее частичной реставрации, которая была проведена за счет фестиваля.

    Свой стиль Тышлер нашел в начале 1920-х и оттачивал всю жизнь, даже в годы застоя не изменяя принципу: "Люблю, чтоб было реально - но не натуралистично". Художник стал своего рода мостом между первой и второй волной советского авангарда. Его постоянные герои - прекрасные дамы и клоуны из балаганчика, шекспировский Лир и расстрелянные ангелы.

    - Он не боялся острых тем: насилие, война, стихийная жестокость… - подчеркнула куратор выставки Анна Чудецкая. - Один из его братьев был расстрелян в Крыму, другой повешен в Мелитополе махновцами, которые въехали в город под видом свадебного поезда. Чудовищный театр! Даже его поздние работы - декоративные, радостные - подводят к размышлениям: кто такой человек - кукла или кукловод?

    И Тышлер, и Платонов стремились "вскрыть" натурализм (отсюда самобытный язык) и не боялись быть верными себе. В трудные годы писатель работал истопником, а художника "кормила" жена-белошвейка…

    Живопись еще одного авангардиста "эпохи Платонова" - Сергея Романовича - открыта для обозрения в том же музее до 30 июля. Картины взяты из запасников и двух частных коллекций. При жизни мастер в основном делал панно для всесоюзных выставок, кремлевских учреждений и кинотеатров (в частности, в Рязани и Смоленске), а под конец даже надгробия. И только близкие видели его главные творения - на библейские сюжеты.

    Он успел поучиться у передвижников, прошел через увлечение французским романтизмом. В 1910-е примыкал к союзу "Лучисты и будущники" - там зарождались основы абстракционизма. Потом входил в объединение авангардистов "Маковец" во главе с Павлом Флоренским.

    - Романович происходил из рода священников и долго выбирал между церковным служением и стезей художника. Библейская тема присутствовала в его творчестве всегда, и первую такую работу - "Иов" - он создал в Воронеже, - рассказал директор музея имени И. Крамского Владимир Добромиров. - Ряд картин напрямую трактует евангельские притчи, в 1960-е были написаны "Возложение тернового венца", "Ночное поругание" и "Снятие с креста". Христианская символика есть и в натюрморте с рыбами, которые лежат крест-накрест и задыхаются без воды. Манеру Романовича в эпоху соцреализма критиковали за "непричесанность". Он любил оставлять работу на стадии эскиза.

    Поделиться