Осенью в Госдуме рассмотрят во втором чтении "Закон о целевой модели рынка тепловой энергии". Специалисты называют его "Законом об альтернативной котельной", или "Законом имени Рубцовска". На прошедшем в начале июня Петербургском международном экономическом форуме этой теме был посвящен круглый стол. Корреспондент "РГ" побывал на мероприятии, в ходе которого представители власти, бизнеса и экспертного сообщества проявили редкое единодушие - работать по старым лекалам уже невыносимо, новый закон нужен, как воздух. Он даст возможность наконец-то привлечь в отрасль серьезные инвестиции и поможет модернизации деградирующей на глазах инфраструктуры. Причем без значительного повышения тарифов.
Большие ожидания вполне объяснимы. Россия - мировой лидером по производству и потреблению тепловой энергии, и восемьдесят процентов жилого фонда страны охвачено централизованным теплоснабжением. Продолжительность отопительного сезона - больше 200 дней в году. Казалось бы, есть все условия для развития и процветания отрасли, однако теплоснабжение остается самой проблемной сферой отечественной экономики.
Четверть века без перемен привели к деградации жизненно важной отрасли. Теплоснабжением недовольны все. Потребители сетуют на высокие тарифы и низкое качество услуг. Власти недовольны состоянием производственных фондов, количеством аварийных ситуаций и растущей нагрузкой на бюджет, а сами энергетики - отсутствием возможностей для развития. Накопившиеся проблемы носят системный характер: физический износ оборудования достиг 70 процентов, на сетях теряется 30 процентов тепла, избыток тепловой мощности составляет 40 процентов. Главная причина хронического недофинансирования отрасли кроется в отсутствии законодательных гарантий возврата инвестиций. Новое законодательство в сфере теплоснабжения должно дать зеленый свет привлечению в отрасль масштабных инвестиций. Их общий по стране объем может составить 2,5 триллиона рублей, что позволит увеличить ВВП страны на 2,5 процента.
- Сибирская генерирующая компания в городах своего присутствия реализует проекты на пять миллиардов рублей и готова вложить еще десять-пятнадцать миллиардов, - заявил гендиректор СГК Михаил Кузнецов. - При одном условии - гарантии возврата инвестиций. Того, что есть в других отраслях и до сих пор нет у нас.
В отрасли политический аспект часто доминирует над экономическим. Свежий пример - Новосибирская область. Весной коммунальные тарифы там подняли на пятнадцать процентов, и надзорные органы, многократно проверив все расчеты, признали это законным. Энергетики начали закупать оборудование, чтобы приступить к модернизации, но поднялась протестная волна, и губернатор отменил принятое решение. Тарифы в итоге повысили всего на четыре процента, проблема была заморожена и оставлена на потом.
Если компания снижает затраты и повышает экономическую эффективность, а ей срезают тариф - каким инвесторам все это понравится?
Замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко обозначил три главных плюса нового закона - долгосрочные и всем понятные тарифы, которые не будут подлежать пересмотру, упрощение процедуры их утверждения, решение проблемы колоссального избытка тепловой мощности.
- Власть не умеет оптимизировать схему теплоснабжения, что бы там ни говорили, - признал Кравченко. - Бизнес с этой задачей справится лучше. Надо лишь дать ему возможность чувствовать себя спокойно. Переход на новую модель предполагает качественные изменения, прежде всего - открытость. Лучше что-то делать, чем ничего не делать, утверждая, что это невозможно объяснить людям. Даже при тотальном госрегулировании и проверке всего, вплоть до того, по какой цене производитель тепла купил карандаш и проводились ли при этом конкурсные процедуры, все равно не удается сдержать рост цен - и мы видим возмущение, митинги и никакого прорыва и модернизации в сфере ЖКХ.
Суть "Закона об альтернативной котельной" состоит в отказе от установления жестких тарифов. Определяется лишь верхняя планка, исходя из стоимости строительства альтернативного современного теплоисточника для конкретного потребителя. Можно сказать, что "альтернативная котельная" - это программное обеспечение, в котором есть все необходимые формулы для расчета цен. В законопроекте прописаны механизмы, дающие возможность введения понижающих коэффициентов - местные власти могут установить тариф на любом уровне относительно верхней планки - 50 или даже 75 процентов.
- В подавляющем большинстве случаев, чтобы решить застарелые проблемы теплоснабжения и улучшить ситуацию в этой сфере, нам даже не требуется повышения тарифа. Но нужна гарантия того, что тариф растет в соответствии с инфляцией. В некоторых случаях мы даже можем снизить тарифы, причем заметно. Поверьте, самому потребителю с принятием нового закона тоже будет легче и проще. Людей беспокоит не сам рост тарифов, а их непредсказуемость. Почему люди протестовали в Новосибирске, где тарифы - одни из самых низких в стране (таковыми, кстати, они и остались)? Именно из-за непредсказуемости: а вдруг через полгода снова поднимут цену? - уверен Михаил Кузнецов.
В реализации нового закона, если таковой наконец-то примут, многое станут решать "мелочи". Например, нормативные акты, сопровождающие закон. Но дело не только в них.
- Довольно часто при капитальном ремонте теплосетей выкапывают старую трубу и на ее место укладывают "бэушную", - рассказал Александр Грубман, гендиректор Челябинского трубопрокатного завода. - Теневой рынок таких труб достигает порядка одного миллиона тонн в год, и тридцать процентов из них используют в сфере ЖКХ. Но если в новом трубопроводе будет "бэушной" всего одна труба, под угрозой окажется его безопасность. Когда в Колпино случилась особенно крупная авария, специалистов нашего завода пригласили в качестве экспертов. Выяснилось, что за несколько лет до череды аварий в землю было закопано около 600 километров труб, бывших в употреблении. В модернизацию ЖКХ можно инвестировать сколько угодно денег, но если не закрыть подобные лазейки, не ввести механизмы контроля при проектировании, строительстве и реконструкции систем теплоснабжения, закон об "альтернативных котельных" получится ущербным.
Виталий Королев, заместитель руководителя ФАС России:
- Идея "альтернативной котельной" совершенно правильная. Это способ привлечения инвестиций в условиях, когда иные методы регулирования этого сделать не позволяют в принципе. Со своей стороны, мы введем необходимость антимонопольного контроля единых теплоснабжающих организаций, имеющих доминирующее положение на рынке. Но самое важное не в этом. Необходимо доработать методологию установления всех ценовых параметров, которые, с одной стороны, не будут так жестко регулироваться на местах, а с другой - мы сможем критически оценить. Понимаем, что такая тонкая и чувствительная сфера из-под ока государства не выйдет. Нужно найти баланс. Инвесторы должны быть уверены в перспективах, в том, что правила не будут меняться каждый год. Вместе с тем государство незримо должно присутствовать в этой сфере.