22.06.2017 15:42
    Поделиться

    Почему в Сибири растет число случаев жестокого обращения с животными

    В ближайшее время в России изменится законодательство, регулирующее обращение с животными. Некоторые положения нового законопроекта уже называют революционными: например, животных признают существами, способными испытывать эмоции и физические страдания, тогда как до сих пор закон смотрел на братьев наших меньших исключительно как на вещи.

    Также будет ужесточено уголовное наказание за жестокое обращение с животными, введена административная ответственность за нерадивое отношение к питомцам. Сможет ли это сдержать волну насилия, необъяснимой агрессии по отношению к слабым существам, которая сейчас нарастает? Вот некоторые факты.

    С пулей в голове

    Филя с любопытством оглядывает прохожих и не спешит возвращаться с прогулки в свой новый дом. А еще недавно его вытащили из подвала пятиэтажки новосибирские волонтеры. У собаки отказали задние лапы, а в голове, как оказалось, засел кусок свинца - пуля. Кому понадобилось стрелять в безобидную дворнягу, уже не выяснить - ранение старое. Пулю ветеринары извлекать не стали - жизни она не угрожает, а вот операции старенький Филя мог и не перенести.

    Собратьев по несчастью у Фили множество, ведь люди все чаще проявляют крайнюю степень жестокости по отношению к животным, впору говорить о пугающей тенденции. Даже дети, гуляя на улице, вдруг могут начать кидать камни в испуганного кота, как это случилось, например, в Первомайском районе. Но у взрослых вооружение посерьезней.

    Гоша, еще один пес без рода и племени, обитал на огороженной территории предприятия, даже собственной будкой "владел". Он прожил здесь четырнадцать лет, жители окрестных домов его знали прекрасно, да и он на своих не лаял. Год назад у Гоши появился напарник - веселый щенок, который тявкал не переставая и, видимо, раздражал прохожих. Двое молодых людей пришли с дробовиком, стреляли прямо в проем будки, куда раненый пес забился в испуге. Щенок, к счастью, успел сбежать.

    - Все чаще приходится сталкиваться с "бесчеловечностью человека", - говорит зоозащитник Татьяна Палкина. - Живодеры оправдывают свои действия тем, что собака может угрожать людям, но мучают даже безобидных котят. Васька жил в одном из производственных корпусов в Дзержинском районе: там множество арендаторов, и ласковый котенок был всеобщим любимцем. Неожиданно пропал, а через сутки приполз с перебитыми лапами. Котенка передали нам в начале мая, в веетклинике сделали рентген и пришли в ужас: пять или шесть пуль, две из которых перебили позвоночник. Кот парализован, инвалид. Кому понадобилось учинять над ним расправу?

    Попробуй докажи

    - О расстреле Гоши мы написали заявление в полицию, сейчас расследуется уголовное дело. Впрочем, не сказать, чтобы стрелков так уж искали, - считает Татьяна Палкина. - У стражей порядка есть дела и поважнее, животные не в приоритете. Но ведь речь идет о людях с оружием, которые в упор расстреливают живое существо. Можно ли быть уверенными, что завтра на месте пса не окажется человек?

    Поправки в закон смогут исправить ситуацию, полагает специалист по юридическим вопросам общественной организации "Защити животных" Светлана Михайловская:

    - Ужесточение ответственности за жестокое обращение с животными обсуждается на федеральном уровне уже несколько лет, и только сейчас появилась надежда на принятие поправок, - поясняет юрист. - Сейчас в адрес законодателей поступает немало петиций от граждан и общественных организаций, на проблему стали обращать больше внимания после нескольких громких случаев. 245-я статья Уголовного кодекса, в том виде, в котором она существует, не работает. Главный ее минус - отсутствие сколько-нибудь серьезного наказания, истязание животных считается преступлением небольшой тяжести.

    Кроме того, по словам Михайловской, сейчас доказать состав преступления по этой статье очень сложно: чтобы привлечь кого-то к ответственности, жестокое обращение с животными должно быть вызвано хулиганскими или корыстными побуждениями, совершаться с применением садистских методов или в присутствии малолетних детей. А попробуй это докажи. Вот и обходят правоохранители эту статью стороной, чего зря время тратить?

    За котенка - в тюрьму?

    Приговоры по статье УК о жестоком обращении с животными в принципе редкость. И наказания обычно пустячные. Недавняя новость о том, что живодер из города Оби, зарезавший трехмесячного котенка в присутствии двоих детей, получил за это реальный срок, вроде бы выбивается из общего ряда. Однако на самом деле два года колонии для ранее судимого изувера - это наказание за совершенную им кражу, а котенок всего лишь "довесок". За убийство животных в тюрьму пока не сажают.

    Так, 26-летний новосибирец Артем Данилов, садистски забивший собаку своей девушки, получил два года два месяца условно. Но, как уточнили в прокуратуре, за покушение на уничтожение чужого имущества - и это имущество вовсе не собака, а автомобиль.

    - Данилов и его знакомая прошлым летом отдыхали на берегу озера Старица под Новосибирском. Поссорились, и молодой человек в состоянии алкогольного опьянения достал из багажника канистру с бензином, облил машину и угрожал поджечь. Его остановили очевидцы, - рассказала прокурор апелляционного отдела судебного управления Ирина Смородина.

    Пострадавшая поясняла в суде, что ее парень действовал из ревности, он же настаивал на том, что она "неправильно себя вела". Как бы то ни было, на этом Данилов не остановился. Он взял из машины девушки ключи от ее дома в Коченевском районе Новосибирской области. Там хозяйку дожидалась любимая собака, западно-сибирская лайка по кличке Супра. Вернувшись домой, девушка обнаружила ее с размозженной головой.

    По словам Ирины Смородиной, статья о жестоком обращении с животными предусматривает наказание в виде лишения свободы (до двух лет) только в том случае, если преступление совершено группой лиц. Одиночкам грозит разве что штраф. А вот машина - вещь дорогая, и даже неудавшаяся попытка ее повредить - преступление гораздо более серьезное, чем хладнокровное убийство животного. Даже чистокровный щенок западно-сибирской лайки стоит немногим более десяти тысяч рублей. Тут и задумаешься, что мы за люди?

    Между тем

    Обнадеживает зоозащитников тот факт, что людей неравнодушных в десятки, в сотни раз больше, нежели живодеров. На просьбы о помощи искалеченному животному охотно отзываются пользователи соцсетей, средства на лечение моментально собираются в интернет-сообществах. Масса волонтеров курирует лечение и восстановление животных, подыскивают питомцам хозяев, те самые "добрые руки", которые никогда не ударят. "Расстрелянному" Гоше, который потерял две лапы, собрали больше ста тысяч рублей. Хватит на лечение и специальную инвалидную коляску. Устройство необычное: если бы речь шла о потере двух задних или двух передних лап, было бы проще, но у Гоши нет обеих левых. В Новосибирске работают две компании, производящие подобные инвентарь, а еще несколько лет назад, по словам Татьяны Палкиной, такие "коляски" приходилось заказывать в столице.

    Прямая речь

    Елена Старкова, руководитель городского приюта для животных:

    - Можно много говорить о защите прав животных, но пока что это, к сожалению, не более чем сотрясание воздуха. Вменяемого закона на этот счет нет. С животными, пострадавшими от рук человека, сталкивались в любом приюте. В нашем - около трехсот собак и сотня кошек, и десятки из них испытали безжалостность людей на своей шкуре. И речь не о травмах на дороге - это непрогнозируемые случаи, хотя когда человек просто бросает умирать сбитое его машиной животное, тут тоже есть вопросы. Но я говорю об умышленной жестокости - таких примеров немало. Число поступающих к нам намеренно искалеченных животных растет. Сложно сказать, связано это с нарастающей агрессивностью в обществе или с тем, что бездомных животных становится больше. Но, в любом случае, пугает, что жестокость и изуверство становятся нормой.

    Поделиться