Из-за ошибки строителей петербургский инвалид оказался заперт дома

Вот уже два года инвалид войны в Афганистане Серапион Шалвович Малания пытается добиться, чтобы в его подъезде на улице Турку, 27 понизили порог. Ветеран пишет письма во все инстанции, чиновники аккуратно отвечают. Но порог от этого ниже не становится, и человек лишен возможности самостоятельно выезжать из подъезда на коляске.

В конце 1980-х ему, как инвалиду-афганцу, дали квартиру на пятом этаже 10-этажки по улице Турку. О доступной среде тогда как-то не задумывались, и Малания со временем приноровился спускаться на коляске из парадной. Лифт в доме есть, но несколько ступенек до него он преодолевал буквально ползком. У Серапиона Малании нет обеих ног ниже колена.

Страшная травма - последствия взрыва противопехотной мины, но он свыкся. Или говорит, что свыкся. Так или иначе, Серапион Малания занимался баскетболом, получил высшее образование по специальности "государственная служба", много лет отработал в системе соцобеспечения. Сейчас он на пенсии и старается получать удовольствие от жизни: много путешествует, встречается с друзьями, активно перемещается по городу.

- До 2013-го года было терпимо, - рассказывает Малания.

Четыре года назад в доме поменяли входные двери и сделали порог высотой не 2,5 сантиметра, а 15. Сейчас уже и не установишь, из-за чего так произошло, гарантия строительной фирмы на дверь давно закончилась, а при приемке никто не удосужился проверить высоту порога. Самостоятельно инвалид-колясочник не может преодолеть этот барьер. Первый год после установки двери Малания пытался сам справиться, затем уговаривал сотрудников ТСЖ понизить порог. Не встретив понимания, начал жаловаться в администрацию Фрунзенского района.

Справедливости ради стоит отметить: чиновники согласились с тем, что просьбы у Малании вполне обоснованные, и с конца 2015 года администрация стала регулярно обращаться в ТСЖ с требованием понизить порог. Серапион Шалвович поначалу обрадовался, думал, что еще чуть-чуть и недоделку исправят, но все ограничивалось перепиской. Чиновники в ответах ветерану скрупулезно перечисляли весь объем материальной помощи, который получает Малания, указывали все предоставляемые ему льготы. И злосчастный порог на этом фоне как будто бы отходил на второй план.

Примечательно, что здание администрации Фрунзенского района находится прямо напротив дома Малании. Но за два года активной переписки никто из чиновников так и не попросился в гости к Серапиону Шалвовичу, чтобы своими глазами увидеть этот порог.

Пресс-секретарь администрации Фрунзенского района Алексей Буцайло говорит, что о проблемах Малании в администрации знают и очень сочувствуют, но механизмов, которые позволяли бы оказать ветерану реальную помощь, у чиновников нет.

- Дело в том, что дом по Турку, 27 управляется собственниками жилья, через ТСЖ. Соответственно, все решения о распределении средств принимают именно они. И администрация не имеет права вмешиваться в данный процесс. Максимум, что возможно, - это рекомендовать провести работы по организации доступной среды, - говорит Буцайло.

Председатель ТСЖ "Турку, 27" Дмитрий Евлаков сообщил "РГ", что в 2015-м году из районной администрации действительно стали приходить письма по поводу доступной среды в доме в целом и занижения порога в частности. В 2016-м был разработан план действий по обеспечению доступной среды, а в 2017-м на общем собрании жильцы согласились с идеей занижения порога и в течение месяца подъезд Малании облагородят. Помимо порога здесь также должен появиться пандус. Сейчас ТСЖ ищет фирму-исполнителя. По расчетам Евлакова, стоимость работ составит 30-40 тысяч рублей.

Неужели, чтобы выполнить все эти работы в одной парадной 15-подъездной десятиэтажки, требовалось два года переписки и согласований? Дмитрий Евлаков говорит, что быстрее решить вопрос никак не получилось, ведь все распоряжения по бюджету принимают после согласования с жильцами, а организовать собрание и оформить все документы - процесс небыстрый.

В общественной инспекции по делам инвалидов "РГ" подтвердили, что именно так все и происходит. Хотя на ТСЖ по всей стране раньше ложилось не просто право, а обязанность формировать доступную среду, выполнялась она далеко не всегда. В каких-то домах не находилось свободных средств, где-то против выделения денег на установку пандусов выступали сами жильцы. Сейчас изменилось законодательство, и доступную среду в жилых домах будут формировать за счет местных бюджетов. За ТСЖ эта функция тоже сохраняется, но, что называется, по возможности. Весь вопрос в сроках.

Сейчас в районах Петербурга только создаются комиссии, которые будут формировать списки нуждающихся, а уж когда на пандусы и пороги выделят финансирование, не знают даже сами чиновники. Но и это еще не все. Решение об установке пандусов за счет бюджета должна принять уже другая, на сей раз межведомственная комиссия, и сделать она это может только после комплексной оценки условий проживания. А МВК может решить, что не нужно Малании никакого порога, что проще его и вовсе переселить в другой дом. Ветеран от таких перспектив впадает в ступор.

- Там работы-то на день, цена вопроса - пять тысяч рублей, не больше, - кипятится Серапион Шалвович.

А в ответ получает все новые письма, что его вопрос взят на контроль и непременно будет решен.

Прямая речь

Виктор Панов, представитель общественной инспекции по контролю за созданием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге в сфере ЖКХ:

- Ситуация отнюдь не единичная, несмотря на то, что норматив высоты порога в годы СССР составлял 2,5 сантиметра, сейчас 1,4 сантиметра. Но с точки зрения доступной среды эту сферу никто особо не анализировал. В итоге у нас подавляющее большинство дверных проемов, отремонтированных 5-10 лет назад, имеют слишком высокие пороги. И, увы, по своей воле, без жалоб и писем, управляющие организации не готовы пока понижать эти конструкции.