Екатеринбург вновь претендует на право проведения всемирной выставки, на этот раз в 2025 году. Региональные и городские власти с воодушевлением рассказывают о том, какой скачок в развитии совершит столица Урала, став столицей Экспо. Но многие горожане опасаются, что мегапроект обернется пустой тратой денег.
Урсо Чаппел: Конечно, всегда есть победители и проигравшие, те, кому удалось извлечь максимум пользы от проведения выставки, и те, у кого это по каким-то причинам не получилось. Но по большому счету вложения в инфраструктуру выставки - это долгосрочные инвестиции. В некоторых городах в год проведения Экспо улучшения экономических показателей действительно не наблюдается. Но в последующие годы скачок в росте все же происходит благодаря постепенному притоку зарубежного бизнеса и туристов. Вообще, всемирная выставка - это в первую очередь дипломатическое событие, а также хороший повод для развития инфраструктуры и продвижения города на мировой арене. Понятно: люди обеспокоены тем, на что тратятся их деньги. Но такие настроения возникают в любой стране, готовящейся принять выставку, не только в России. Обычно государственный бюджет оплачивает практически все расходы, но бывает и так, что финансирование выставки берут на себя частные компании.
Недавно открылось Экспо в Астане. Местные СМИ пишут, что посетителей мало, павильоны пустуют. Горожане считают, что три миллиарда долларов, потраченные на организацию выставки, - непростительно большие вложения.
Урсо Чаппел: Когда выставка только открывается, все боятся, что ее не будут посещать. Как правило, через пару недель число гостей увеличивается. Через два месяца организаторы будут обеспокоены тем, что поток туристов все растет. Так происходит всегда и везде: людям свойственно откладывать свою активность на потом. А вообще, Астане не повезло: выставка, посвященная альтернативным источникам энергии, проходит именно тогда, когда цены на традиционное топливо чрезвычайно упали. По иронии судьбы в таких же условиях в 1982 году проходило Экспо в Ноксвилле, Теннесси. До казахстанского оно было единственным, рассказывавшим о достижениях в области энергетики.
К слову, о тематике выставки. Екатеринбург хочет посвятить Экспо инклюзивным инновациям. Как вы считаете, это хорошая идея?
Урсо Чаппел: Я еще не изучал пристально то, что предлагают другие претенденты, но могу сказать: для таких крупных, не специализированных выставок обычно выбирают более общие темы. Хотя не думаю, что этот выбор будет играть большую роль во время оценочной кампании. Темы приходят на помощь уже во время самой выставки, поддерживая связь между павильонами разных стран.
Я читала о том, что Экспо-1984 в Новом Орлеане, Луизиана, не закрылось раньше времени только благодаря финансовой поддержке правительства США. Организаторы заявили о банкротстве. Что произошло тогда и есть ли вероятность, что такое может повториться?
Урсо Чаппел: Причиной провала выставки в Луизиане послужило стечение целого ряда неблагоприятных факторов. Предыдущее Экспо прошло совсем неподалеку, в Теннесси, всего за два года до того, поэтому многие решили на новую выставку не ехать. К тому же Новый Орлеан для большинства американцев - это город-праздник, так что у людей он не ассоциировался с таким серьезным событием. Даже из окрестных жителей мероприятие посетили лишь немногие, потому что маркетинговая стратегия была довольно слабой. С тех пор очень многое изменилось: сейчас в Экспо участвует гораздо больше стран, а организаторы уже не делают ставку на частных экспонентов, как это было раньше. Даже двумя годами позже выставка в Канаде прошла с чрезвычайным успехом. По-моему, у Нового Орлеана просто такая судьба: в 1884 году, за сто лет до события, о котором мы говорим, там тоже проходила всемирная выставка. Тогда большую часть павильона затопило грязной водой прямо в день открытия. Посмотрим, что будет в 2084-м.
И все-таки, каковы, на ваш взгляд, шансы Екатеринбурга выиграть гонку за право проведения Экспо-2025?
Урсо Чаппел: Я думаю, что основная борьба развернется между Парижем и Осакой. У Баку было бы больше шансов, если бы он претендовал на проведение меньшего по размаху, специализированного Экспо, вроде того, что сейчас проходит в Астане. Екатеринбург, хотя и был на втором месте после Дубая в борьбе за Экспо-2020, на мой взгляд, в число фаворитов в этот раз не войдет. Решение зависит от делегатов из многих стран, а мировая политика с момента последнего голосования претерпела сильные изменения.