Южноуралец лишился изобретения из-за отсутствия патента

Предприниматель из Смоленской области, манипулируя правами на объекты интеллектуальной собственности, сумел завладеть технологией, созданной автором из Челябинской области, не успевшим запатентовать свой продукт.

Уникальный материал для очистки промышленных стоков от меди, никеля, железа, цинка, хрома, свинца, марганца и других тяжелых металлов, созданный кыштымским разработчиком Николаем Стуковым, еще в 2015 году заинтересовал власти Челябинской области и был признан импортозамещающим. На сегодняшний день технология внедрена более чем на 35 предприятиях региона и страны, в том числе оборонных. Однако в начале 2016 года стало известно, что предприниматель из Смоленской области предлагает к продаже аналогичный продукт под собственной торговой маркой.

- Наше небольшое семейное предприятие занималось производством сорбента, а предприниматель из Смоленска по заключенному между нами соглашению был его единственным продавцом, - рассказывает Николай Стуков. - В 2016 году от него поступил очередной заказ на поставку 30 тонн продукции. Для упаковки заказчик предоставил свою тару - тысячу мешков с надписью.

Партнеры предложили Стукову отныне отправлять продукт в упаковке с новым названием. Он отказался.

Зарегистрированная торговая марка позволяет правообладателю продавать под этим названием все, что угодно. Патент же защищает техническую сущность. Но если патента нет, то и основания для спора нет

- Ввиду того что между бывшими партнерами не было заключено никакого соглашения о возможности использования товарного знака, заказчик фактически провоцировал Стукова: получив партию сорбента в мешках с новой маркировкой, он вполне мог заявить о том, что осуществил контрольную закупку, которая подтвердила факт нарушения его товарного знака. Стукову в этом случае грозил бы штраф в размере до пяти миллионов рублей, - комментирует ситуацию Сергей Гаврюшкин, управляющий партнер юридической компании.

Теперь смолянин производит сорбент сам и продает под своей маркой. Разработчик уверен: технология осталась прежней (по его словам, бывший партнер ранее задавал много вопросов об особенностях производственного процесса). Но доказать, что его права на изделие нарушены, Стуков не может: патента у него пока нет.

- Зарегистрированная торговая марка, которая может включать логотип, название, картинку, позволяет правообладателю продавать под этим названием все, что угодно, - поясняет патентный поверенный Елена Крешнянская. - Патент же защищает техническую сущность. Нарушением патента является использование всех признаков независимого пункта формулы. Но если патента нет, то и основания для спора нет.

Эксперты советуют всем, кто создает или использует интеллектуальную собственность, проверять выдачу патента на тот или иной продукт и наличие правообладателя на сайте Роспатента. Причем существуют как общедоступная база, так и платный сервис, позволяющий получить более подробную информацию по изобретениям, товарным знакам, полезным моделям.

- Если патент еще не получен, а подана только заявка, то информация недоступна, даже за плату. Только после публикации патента (или заявки на изобретение через 18 месяцев после ее подачи, если не принято решение о выдаче патента) информация становится общедоступной, - говорит патентный поверенный Елена Левина.