Права потребителей во всевозможных аспектах стали одним из главных вопросов, которые неделю назад, 15 июня, в ходе прямой линии граждане обсуждали с Президентом России Владимиром Владимировичей Путиным. Это логично, объяснимо и понятно, ведь потребителем в самом широком смысле - товаров, услуг, продовольственных, сырьевых, энергетических и иных ресурсов - является каждый из нас. Качество и доступность товаров, своевременность и должный профессиональный уровень оказания услуг, их релевантность общественному запросу и тому подобные моменты во многом определяют благополучие людей, служат критериями оценки качества жизни.
Около двух месяцев назад, 18 апреля, состоялось заседание президиума Государственного совета по вопросу развития Национальной системы защиты прав потребителей. В процессе подготовки к нему рабочая группа под руководством губернатора Курганской области Алексея Кокорина тщательно промониторила ситуацию на потребительском рынке, проанализировала основные проблемы, выявила сильные стороны и слабые места укоренившихся на сегодняшний день подходов к защите потребительских прав. 25 мая по итогам заседания был сформирован перечень поручений главы государства, состоящий из 18 пунктов. Владимир Владимирович задекларировал (а после и положил в основу данного перечня) главную цель защиты прав потребителей как сохранение материального и морального благополучия людей, их здоровья. При этом он напомнил, что действующему базовому закону в сфере защиты прав потребителей исполнилось уже четверть века. Столь продолжительный временной период порой располагает не только к корректировке, но и к серьезному обновлению сложившейся системы с пересмотром ряда фундаментальных положений. В 1992 году у нас не сформировалась еще такая сильная региональная власть, как сегодня, а местное самоуправление как отдельный уровень власти и вовсе отсутствовал в действовавшей на тот момент Конституции. Публичный сектор, будучи еще не вполне стабильным после смены государственного устройства, выражал слабую готовность к возложению на себя ответственности за людей, их безопасность (причем не только в военном смысле), здоровье, комфорт. Защита прав потребителей, если перефразировать известную пословицу, по сути была делом рук самих потребителей. Но эти реалии, к счастью остались в прошлом, предопределив нынешнюю "точку бифуркации".
Сегодня, в условиях устойчивого развития России, Президент задал тренд на усиление государственных гарантий защиты прав потребителей, а также на расширение участия муниципальной власти в данной сфере. Причем, как он справедливо сказал, невозможно выработать универсальный, вневременной способ защиты прав потребителей. Экономика стремительно развивается и диверсифицируется, на глобальном рынке появляются новые товары и услуги, их объем постоянно растет. Поэтому законодательство нуждается в регулярной актуализации.
Обеспечение потребительского запроса и защита прав потребителей требуют системного подхода, полномочия по реализации которого должны быть гармонично распределены между различными уровнями власти. При этом важно соблюсти баланс интересов всех сторон, участвующих в соответствующих правоотношениях, не поставив в проигрышное положение ни производителей, ни посредников между ними и потребителями. Понимание этого есть на уровне руководства страны, что явствует в том числе из самого посыла поручений Президента, которые носят во многом прорывной характер. Национальная система защиты прав потребителей выводится на принципиально новый уровень, ставится на стратегическую основу: Владимир Владимирович поручил разработать и утвердить Стратегию государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей до 2030 года. В результате Национальная система защиты прав потребителей будет укреплена на всех уровнях и одновременно в наиболее проблемных звеньях.
Одним из таких звеньев является культура предоставления и получения финансовых услуг, в частности займов и кредитов. Объем этих услуг стремительно растет, а спрос, как известно, рождает предложение. Увеличивается количество банков, готовых кредитовать зачастую малосведущих в экономических нюансах граждан на сомнительных условиях, под огромный процент. Как следствие, долговые обязательства заемщиков только множатся, вынуждая брать новые кредиты для выплаты прежних, усугубляя положение должника. Понятное дело, что, если человек берет кредит не под бизнес, а под покупку товара, в денежном выражении он всегда оказывается в убытке из-за выплаты процента. Но механизм кредитования как таковой призван помогать людям повышать свой уровень жизни, а не разорять их. С учетом этого базового посыла он должен быть усовершенствован, и данной цели как раз послужит разработка Стратегии государственной политики. Полагаю, что она позволит сформировать оптимальные условия кредитования с умеренными процентными ставками и комфортными сроками выплат, избавить рынок от ростовщических контор, а также предотвратить в будущем рецидив ситуации двухгодичной давности, когда тысячи людей, взявших валютную ипотеку без возможности рефинансирования, после девальвации рубля остались на улице без средств к существованию.
Довольно циничную ситуацию можно наблюдать сегодня на рынке недвижимости. Только официальная статистика зафиксировала порядка 80 тысяч обманутых дольщиков по состоянию на 1 января 2016 года. А в действительности их количество даже больше. Люди покупают квартиры в еще не завершенных домах, темпы строительства которых заметно отстают от плана, превращаясь постепенно в объекты долгостроя. Агентство ипотечного жилищного кредитования ведет большую работу по регулированию ситуации, реализуя комплекс мер для ускорения строительства нового жилья, его ввода в эксплуатацию и передачи собственникам, купившим квартиры "под ключ". Однако гарантировать экономическую безопасность граждан, обеспечить соблюдение их законных прав и интересов на всех стадиях процесса приобретения новых квартир сможет только комплексное совершенствование законодательства. И соответствующая позиция, касающаяся жилфонда, должна найти отражение в Стратегии госполитики о защите прав потребителей.
Качество и доступность всего спектра товаров и услуг для всех граждан России - вот главные характеристики, которых мы намерены достичь с помощью этого масштабного документа. Волатильность цен на подавляющем большинстве отечественных рынках, к сожалению, последнее время имеет один устойчивый вектор: на увеличение. Он задан сложной экономической ситуацией, а частично обусловлен самой спецификой рыночной экономики. Наша задача в таких условиях заключается в обеспечении доступности качественных товаров и услуг для всех граждан нашей страны, включая тех, кто не может быть полноценным участником конкурентной борьбы на рынке труда. У нас есть социально уязвимые категории, к которым относятся пожилые люди, лица с ограниченным возможностями, дети. Одно из поручений Президента как раз содержит требование о разработке отдельных мер защиты потребительских прав таких граждан. Кроме того, предполагается установить административную ответственность за их нарушение. Отмечу, что акцент на важности особого подхода к защите прав социально уязвимых категорий потребителей в этом Поручении прозвучал впервые на уровне руководства страны.
Хочу подчеркнуть многоплановость поручений Президента и одновременно их комплексность. Самое главное, что они ориентируют на совершенствование Национальной системы и "по горизонтали", и "по вертикали". Стратегия позволит не только разработать долгосрочный, комплексный инструментарий защиты прав потребителей, но и оптимально распределить полномочия между Федерацией, регионами и муниципалитетами. Оказание значительного количества потребительских услуг гражданам осуществляется на субфедеральных уровнях, в частности, на муниципальном. Владимир Владимирович Путин поручил законодательно наделить органы местного самоуправления дополнительными полномочиями в области защиты прав потребителей. Эту позицию последовательно отстаивал Совет Федерации, закрепляя в итоговых документах мероприятий (парламентских слушаний, в том числе состоявшихся совсем недавно, в декабре 2016 года, круглых столов, расширенных заседаний), Председатель палаты Валентина Ивановна Матвиенко многократно озвучивала ее на различных представительных площадках.
Поручения Президента укрепят и региональную составляющую в структуре Национальной системы защиты прав потребителей. Главам субъектов Российской Федерации рекомендовано образовывать координационно-совещательный орган с участием всех заинтересованных сторон, в том числе общественных объединений потребителей, в целях создания благоприятных условий для обеспечения прав заказчиков и покупателей, просвещения граждан в данной сфере, для реализации региональной промышленной политики с соблюдением баланса интересов всех сторон. Таким образом, речь идет о своеобразном "центре управления", или региональном штабе, по реализации политики в области защиты прав потребителей и осуществления практических мер по защите интересов всех добросовестных участников потребительского рынка. Это принципиально важно. Подобных координирующих органов на российских территориях как раз и не хватало (а мы их постоянно предлагали организовывать), поэтому и деятельность по защите прав потребителей на региональном и местном уровнях часто не согласовывалась, при этом усилия заинтересованных сторон не объединялись для решения острых проблем. Теперь же все участники системы будут объединены под руководством первого лица региона. Помимо этого, обеспечению защиты прав потребителей на уровне субъектов Российской Федерации поспособствует еще одно поручение Президента: об анализе практики реализации региональных программ по данному направлению с последующей разработкой рекомендаций.
Усиленное внимание к вопросу защиты прав потребителей со стороны руководства страны стимулирует и ответственность представителей власти, и общественную активность. Вообще вопрос ответственности является ключевым. Энтузиазм в обществе растет. Люди четко отождествляют себя с прежде абстрактной категорией потребителей, каждый человек понимает, что все вопросы этой области касаются его напрямую. И для обеспечения собственных интересов, интересов своих родных и близких граждане активно вовлекаются в правозащитную деятельность. Однако общественные организации не несут как таковую юридическую ответственность за недостижение результата по защите прав потребителей, поэтому им можно только предоставить возможность вести такую работу, но не возложить на них полномочия по обязательному осуществлению тех или иных правозащитных действий. Ответственный подход к работе, в которую включаются на волонтерской основе, целиком и полностью зависит уже от самого человека, от его совести. В этой связи особенно важно размежевать факультативные функции, которые можно отдать общественникам, и первостепенные, которые следует закрепить за органами власти в качестве обязательных для исполнения полномочий.
Одним из крупнейших профильных общественных движений является Объединение потребителей России. Как председатель Центрального совета ОПР, я отмечаю рост числа членов и, главное, инициатив, которые они выдвигают, а также конструктивный характер этих инициатив, свидетельствующий о том, что наши ряды пополняются юридически грамотными людьми. Мы имеем хорошо проработанные точки зрения по всем основным отраслевым вопросам. Участники нашего Движения, коллективно и индивидуально, ведут системную работу и в области совершенствования нормотворчества, и в части подготовки различных методических и просветительских материалов для всех участников потребительских отношений. Первое заседание четвертого съезда ОПР, состоявшееся 26 мая в Москве, наглядно продемонстрировало отличную правовую подготовку, глубокую осведомленность членов Движения во всех теоретических и практических нюансах потребительской сферы.
Внимание власти к деятельности ОПР увеличивается, авторитет организации растет. Наши представители участвовали в подготовке заседания президиума Госсовета, в том числе в составе рабочей группы, разработали десять предложений в проект поручений Президента. Четыре предложения из их числа были учтены в этих поручениях: о расширении полномочий органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей, об обобщении судебной практики в данной сфере, о региональных профильных программах и об организации при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации координационно-совещательных органов по вопросам защиты прав потребителей с участием общественных объединений.
Кроме того, участниками нашего движения много раз поднимался вопрос о необходимости разработки Стратегии государственной политики по защите прав потребителей, который также нашел поддержку у главы государства. Вообще взаимодействие органов власти с общественными потребительскими организациями дает серьезный положительный эффект, поэтому широкое распространение такой практики целесообразно обозначить и в Стратегии госоплитики. Напомню, что Совет Федерации, многократно выступая с инициативой формирования системы досудебного урегулирования споров по вопросам защиты прав потребителей (института медиации) и института независимой экспертизы качества товаров и услуг, предлагал предусмотреть участие в этой работе общественных объединений, ассоциаций, союзов потребителей.
Консьюмеризм становится популярным не только в общественных объединениях и движениях, но и на уровне индивидуальной гражданской активности. Правда, чаще всего он сводится к борьбе со следствиями недобросовестной деятельности производителей товаров, работ и услуг. Обращение в Роспотребнадзор с просьбой принять меры против магазинов, торгующих просроченными или несоответствующими ГОСТу товарами, протесты против нарушения прав пассажиров при авиа-, жд- или автоперевозках, жалобы на несанкционированное отключение горячей воды, не связанное с плановыми сезонными коммунальными работами, - как правило, действующий в одиночку ограничивается подобными шагами. Максимум - он сподвигнет соседей подписать коллективную петицию в соответствующую инстанцию по факту ущемления их прав на что бы то ни было, будь то исправный лифт или убранный подъезд. Он вряд ли станет бороться с причинами, которые порождают многочисленные эпизоды нарушения прав: нелегальным предпринимательством, черными рынками, нелицензированной деятельностью. Это уже зона ответственности власти, которая должна опираться на объединения потребителей. Причем каждый отдельный гражданин должен получить возможность, в частности оптимальные правовые и организационные условия, для того, чтобы с успехом интегрироваться в данную работу.
Отраден еще один факт, связанный с поручениями Президента по защите прав потребителей. Для их реализации установлен ближайший срок. Многие из них должны быть исполнены уже в этом году. Например, Стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года нужно разработать уже к 1 сентября 2017 года. Всем нам предстоит активно трудиться, потому что задачи поставлены не только тем органам власти и лицам, которые являются прямыми адресатами поручений, они поставлены всем нам - представителям развитого гражданского общества.
Сейчас, в Год экологии, на магистральную повестку выходит защита прав граждан на экологически чистые продукты, текстильные и иные товары, транспортное топливо. На чистую среду проживания. На чистые, прозрачные взаимоотношения в цепочке изготовитель-исполнитель-продавец-заказчик-покупатель. Особенно важно каждому из нас осознать свою персональную ответственность за мир вокруг нас, за свое благополучие и благополучие окружающих нас людей, а компетентным, уполномоченным органам и лицам - обеспечить качество жизни людей на своем, профессиональном уровне.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"