Участник "Коляда-Plays" раскрыл "рецепт вечной молодости"

Областной драматический театр воспринимается как неповоротливый анахронизм, громадное здание с гулкими пустыми помещениями, где актеры скучают на сцене, а зрителя калачом не заманишь. Но, как доказывает опыт Архангельского театра драмы имени Ломоносова, который приехал в Екатеринбург на фестиваль "Коляда Plays", эта громоздкая структура может успешно вписаться в современную жизнь. Сергей Самодов - директор Архангельского драмтеатра - раскрыл корреспонденту "РГ" "рецепт вечной молодости", рассказал, как превратить "минус" в "плюс" и сделать драмтеатр системообразующим культурным центром.

Представьтесь, пожалуйста.

Сергей Самодов: В Архангельске 350 тысяч жителей - по сравнению с Екатеринбургом город небольшой. У нас 70 мест в камерном зале и 1258 в большом, причем половина на балконе. Для речевого театра, без звукоусилительной аппаратуры, мы используем 640 мест в партере. Здание большое, да, но и мероприятий мы проводим много, многофункционально используем помещение для внебюджетной деятельности. Я уверен, что все сложности можно обратить в свою пользу - чтобы наши ресурсы в конечном счете работали на театр.

Что вы считаете главным достижением минувшего сезона?

Сергей Самодов: Он был для нас переломным. Мы смогли вернуть зрителя, и, думаю, еще "пробьем потолок" в следующем сезоне и с дополнительными проектами. Мы повысили посещаемость театра в два раза, переоснащаемся технически, добились успеха с другим хорошим показателем - увеличением доходов…

Так не бывает!

Сергей Самодов: Бывает. Наш театр активно развивается. Мы снова начали выезжать на фестивали: открываем себя России и наоборот. Если театр хочет расти, обмениваться опытом, договариваться о сотрудничестве, он должен выезжать. Это нельзя считать обременительным, и мы должны находить на это средства. В этом сезоне у нас было пять фестивалей и девять премьер.

И какой ваш "рецепт" успешного репертуара: 40 процентов комедий, 40 - трагедий и сказка?

Сергей Самодов: Это выстраивается интуитивно, по ощущениям, гармонично. Мы не зацикливаемся на одном направлении: наряду с классикой должна присутствовать современная драматургия как российская, так и европейская, классическое прочтение надо "разбавлять" постановками экспериментального характера. Главное, соблюсти нужный баланс.

Чтобы как-то спрогнозировать "спрос", перед началом репетиций нового спектакля "Последнее искушение Ломоносова", мы впервые устроили открытую читку для зрителя. В следующем сезоне собираемся раскрыть Ломоносова как человека с неожиданной стороны, а не как бронзовый бюст, который стоит у нас в фойе.

С ним, наверное, зрители любят фотографироваться?

Сергей Самодов: Чаще они фотографируются у фонтанов. У нас два фонтана со светодиодными огоньками внутри театра и пять - снаружи.

Еще у нас на балансе 22 тысячи квадратных метров прилегающего к театру парка с вековыми тополями. Сейчас мы меняем там брусчатку и устанавливаем арт-объекты, частично используя элементы списанных спектаклей, которые выдержат суровые климатические условия Севера. Заодно освободим пространство для новых декораций и реквизита.

Первым мы официально открыли "Пень Поэзии": выкорчевали пень, поставили табличку. Теперь люди встают на этот пень и читают Маяковского, Есенина, Бродского, наша театральная студия показывает около пня этюды.

Студия детская? Таким образом вы готовите новое поколение актеров?

Сергей Самодов: Нет, там занимаются, например, банковские служащие, для них театр - это хобби, им нравится реализовывать себя таким образом. Впрочем, одного человека из театральной студии мы берем в труппу, во вспомогательный состав.

Насчет молодого поколения артистов мы сейчас договариваемся с Щукинским училищем, хотим набрать специальный курс. Чтобы к нам приехали педагоги, отсмотрели абитуриентов не только из Архангельска, но и из других населенных пунктов области, отобрали лучших для обучения.

В другой нашей студии мы работаем с особыми детьми, выпустили спектакль "Волшебник Изумрудного города"…

Воспитанники студии играли мигунов?

Сергей Самодов: Нет, главные роли. Один молодой человек сыграл Дровосека, и сейчас поступил в колледж культуры, то есть ему эта студия дала профессиональный ориентир. Педагоги - наши артисты, занятия проходят при постоянном контроле медиков. Сейчас студия репетирует "Урфина Джюса", в ноябре планируем премьеру. Таким образом мы хотя бы немного, но разрушаем стены, которыми общество отгородилось от этих детей.

Мы постоянно проводим экскурсии в закулисье, и одна из этих экскурсий для людей с нарушениями зрения - тактильная.

Складывается впечатление, что ваш театр - теремок, где чего только нет. И кто еще в теремочке живет?

Сергей Самодов: У нас есть музей театра. Работает Клуб любителей драматического искусства.

Фанатов воспитываете?

Сергей Самодов: Мы хотим, чтобы зрители обсуждали увиденные спектакли, спорили, встречались с артистами и режиссерами, в том числе, и приезжими. К работе Клуба мы привлекаем журналистов, блогеров…

Перед спектаклями в фойе играет живая музыка: для воспитанников музыкального колледжа это практика, а для зрителя - погружение в творческую атмосферу прямо с порога.

Мы проводим вечера джазовой музыки и фестиваль для искушенного зрителя, делаем совместные проекты с камерным оркестром. Например, в Новый год откликнулись на постоянные жалобы, мол, мероприятий для детей много, а взрослому человеку куда пойти? Артисты в это время играют "елки", их не привлечь, - и мы придумали музыкальные вечера в фойе, дали возможность человеку выйти "в свет", когда на улице минус сорок. Планируем организовать лекторий, читать книги детям и взрослым…

Да, главное достижение сезона - это то, что наш зритель пересмотрел отношение к театру. Если раньше театр драмы воспринимали как что-то старое и не совсем современное (как говорил один из архангелогородцев: "Восемь лет в театре не был и не хочу"), то сейчас люди понимают, что в театре их обязательно ждет открытие.

Наш театр и не может быть косным. Вот смотрите, в Архангельске всего три театра - молодежный, театр кукол и мы. В центре Екатеринбурга, напротив, сплошные театры, есть институт, который позволяет поддерживать такое количество храмов искусства. Вы можете позволить себе "специализацию", а в наших условиях "однобокость" смерти подобна. Надо все время двигаться, генерировать идеи, а в чем-то и быть немного флибустьером.