Новости

25.06.2017 22:11
Рубрика: Культура

Как это будет по-русски?

Большой театр - великий театр. Вопросов нет. Но Большой театр еще и живой театр - вот, что важно. Это не театр-памятник, но такое место, где происходит жизнь. И когда великий театр ставит великую оперу и вокруг постановки начинают ломаться копья, я понимаю: все в порядке. Театр жив.

Александр Титель поставил в декорациях Владимира Арефьева, безусловно, великую оперу Николая Римского-Корсакова "Снегурочка". Музыкальный руководитель и дирижер - главный дирижер Большого Туган Сохиев. Титель - один из самых известных наших оперных режиссеров, и глупо было бы даже предполагать, что он "пойдет на сторону" из руководимой им оперы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко ради того, чтобы поставить то, что уже много раз ставилось.

Одна из главных тем "Снегурочки" - отсутствие солнца. А почему его, собственно говоря, нет? Разве зимой нет солнца? Вместе с художником Арефьевым Титель предположил, что солнце исчезло после какой-то страшной техногенной катастрофы. На сцене мир после апокалипсиса. Замечу: мир очень красивый, чему способствует не только работа художника, но и, как всегда, потрясающий свет, который ставит Дамир Исмагилов. Да, это мало похоже на мир русской сказки, но очень смахивает на тот техногенный мир, в котором живем все мы. И герои "Снегурочки" вполне себе современные, понятные люди. Опасное решение? А любое собственное решение в искусстве - опасное, но именно такими личными решениями искусство и живет, и движется. В том числе и оперное искусство.

Знаете, на Западе в витрины русских ресторанов очень любят выставлять кукол девушек в кокошниках, медведей и бутылки водки? Мне кажется, что критики спектакля видят "русскость" именно так. Между тем, "Снегурочка" - это вовсе даже не милая сказочка, а, если угодно, абсолютно сюрреалистическое произведение. Островский, а вслед за ним Римский-Корсаков придумали очень, я бы сказал, необычный, фантастический мир, по-своему невероятную историю.

Это мало похоже на мир русской сказки, но очень смахивает на техногенный мир, в котором мы живем

Снегурочка превратилась во внучку Деда Мороза в новогодних представлениях. У Островского она - его дочь. Мама Снегурочки - Весна - вот какие слова поет в этой сказке: "Теша свой непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый, стала заигрывать с Морозом, старым дедом, проказником седым..."

Понимаете, какая история? Охочая до любви Весна влюбила в себя старика Мороза и родила от него дочь Снегурочку. Получилась девушка, которая не умеет любить. Главная героиня этой "сказочки" не умеет любить. Красавица Ольга Селиверстова блестяще играет - именно играет - современную девушку, которая мечтает полюбить, да не может. Современная тема, не так ли? Весна - Агунда Кулаева и Мороз - Глеб Никольский - прекрасные актерские работы. С одной стороны, абсолютно реальные живые люди, с другой - мистические, метафорические персонажи. И разве мир, который они создают, может быть приторно красивым?

Мне кажется, что создателям спектакля понадобился этот современный техногенный мир именно для того, чтобы острее прозвучала тема "безлюбья", не случайно ставшая столь популярной в последнее время. Все герои спектакля ищут любви. Маются без нее на фоне металлических, мощных, странных декораций. Мается Мизгирь в блестящем исполнении Эльчина Азизова. Страдает Лель, очень точно сыгранный и непостижимо спетый Александрой Кадуриной. Страдает без любви и борется за нее как может очень современная Купава, не просто здорово сыгранная, а, кажется, выстраданная Анной Нечаевой. Мир, в котором нет света и тепла, остается миром безлюбья, любви здесь тоже нет места, - вот о чем "Снегурочка" в Большом. И все это не просто придумано создателями спектакля, а вытащено ими из оперы. Эти темы заложены и Островским, и Римским-Корсаковым, который, как известно, был не только автором музыки, но и автором либретто.

"Снегурочка" - это вовсе даже не милая сказочка, а, если угодно, абсолютно сюрреалистическое произведение

"Снегурочка" ни разу не милая детская сказочка. Девушка, которая рождается от случайной любви Весны и Мороза, девушка с холодным сердцем, которое растопит только смерть... Это что - реализм или сюрреализм? Кокошники и бороды - это русскость для ресторанов. Русское искусство любимо и нами, и на Западе именно за то, что в лучших своих образцах оно всегда открывало новые, неоткрытые пути. Говорило о том и так, как ни о чем никто до него не говорил. Отсюда и популярность в мире Чехова и Достоевского, Малевича и Шагала...

Сегодня, особенно в российском кинематографе, популярен жесткий взгляд на происходящее. Но что может быть жестче финальных слов царя берендеев (очень точная и интересная работа Богдана Волкова): "Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут". НЕ МОГУТ, понимаете? Как же так! Нас не должна тревожить гибель главных героев, потому что солнце все равно светит? И что, вы по-прежнему будете говорить, что "Снегурочка" - это просто сказка? Что такое современная постановка великий оперы? На мой взгляд, это диалог сегодняшних творцов с гениальным творением. Диалог, понимаете? Не просто перенос на сцену очевидного, а попытка найти новые смыслы, которые были заложены в оперы и которые обнажает новое время. Для меня такой диалог на сцене Большого случился. Чему немало способствовала безупречная, как впрочем и всегда, работа оркестра, возглавляемого Туганом Сохиевым.

И последнее. "Снегурочка" в Большом может нравиться или нет. Нормальное дело. Но это - абсолютно честная работа. В конце концов в театре это самое главное.