Действительно, в Telegram есть возможность "секретных чатов", которые зашифрованы почти наглухо, отметил в беседе с "РГ" директор по проектной деятельности Института развития Интернета (ИРИ) Арсений Щельцин. Но обычные чаты, групповые чаты, публичные каналы распространения информации открыты, и какая бы там шифрация не была, доступ к ним есть, добавил он. "Когда вы загружаете мессенджер на компьютер, вы видите всю свою историю, все файлы и можете осуществить поиск, это свидетельствует о том, что на серверах Telegram Павла Дурова все эти файлы можно расшифровать, без ключей шифрования, которые есть только на телефонах", - сказал Арсений Щельцин.
Что касается VPN, то безусловно, это вариант обхода заблокированного контента, но у него есть ряд минусов. Во-первых, легко нарваться на некачественный сервис, которые может украсть данные или некачественно выполнять функцию проксирования, считает эксперты. Во-вторых, с большей вероятностью какие-то сервисы будут недоступны, файлы, видео или звонки. В-третьих, для настройки понадобятся дополнительные инструкции и обучение.
Все эти минусы могут негативно повлиять на выбор мессенджера, в качестве основного коммуникатора для противоправной деятельности в России, предупредил Арсений Щельцин.
Что касается утверждений Павла Дурова, которые опубликованы им в открытом доступе в интернет о конституционных правах, в частности что право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных коммуникаций, то оно может быть ограничено на основании судебного решения. Речь идет о точечных случаях работы правоохранительных органов. Для обеспечения других немаловажных прав - безопасность личности, общества и государства, органы должны обладать инструментами для борьбы с серьезными правонарушителями. "Не стоит думать, что, получив ключ от всех дверей, государство начнет скачивать терабайты личной информации, нет", - уверен директор по проектной деятельности Института развития Интернета.