Где-то вблизи уютного городка Оулу среди снегов затерялась родная деревня его героев. Возможно, это было даже предместье самого Оулу - ведь действие происходит полвека назад, в теперь уже патриархальные 70-е. Но это чистейший пример катастрофического наступления прогресса: именно тогда в Оулу ломались устои - накатила сексуальная революция, и никакие арктические морозы не могли унять ее пыл.
Для горячих финских парней пришла пора испытаний: в мире бушует раскрепощенный секс, моральные границы пали, и фантазия разгулялась: можно хорошо порезвиться в древнеримских тогах, щупая вассалок, можно купаться голышом и взасос целоваться в финской бане под взорами онемевших мальчишек. В поселке, понятно, каждый знает каждого, любое частное событие - словно под увеличительным стеклом. Любая ссора становится катастрофой, любая вечеринка - оргией, любая соринка в глазу вырастает в бревно и застит разум. Суровые северные души долго хранят хладнокровие, но взрываются, как исландский вулкан. А внешне - все размеренно, все выверено, как музыкальная капель, что звучит почти непрерывно. Этот контраст - кипящая водоворотами речка среди ледяных берегов - будет сопровождать нас весь фильм маститого финского режиссера Висы Койсо-Канттилы.
Все происходящее здесь увидено глазами тринадцатилетних Весы и Каарло, и вместе с ними мы проходим путь от любопытства к самоубийственному отчаянию и бунту. Это точный ракурс: как отзывается рутина взрослой жизни в сознании мальчишек, когда рутинное выяснение отношений между папой и ревнивой мамой - словно потрясение основ и конец тревожной жизни. И как тонка, в сущности, грань, отделяющая цивилизованного человека с его вкусом и разумом от животного с его неуправляемыми инстинктами. Этот брехтовский эффект "остранения", достигнутый таким немудреным способом, здесь работает безошибочно: перед зрителями словно поставили жестокое в своей правде зеркало.
Вот так, освобождаясь от предрассудков, взрослые стремительно расковывались, днем и ночью занимаясь разными интригующими глупостями. И подрастающее поколение за этим озадаченно наблюдало, как губки, впитывая цинизм и бессердечие реальности. А оно по-прежнему рвется куда-нибудь к звездам, к галактике Андромеды, которая маняще сверкает в дедовом телескопе, или устроить турнир на средневековых мечах, или спеть колядки, заработав на сигареты, чтобы потом посмолить, как большие. В ходу там и револьверы, некоторым даже доведется пострелять. Авторы не отворачивают свою камеру от этих недетских проявлений детства, не страшась "подать дурной пример зрителям". И тем честнее выглядит этот до завидок простой, но столь нужный сейчас рассказ.
Для меня пока это лучший фильм конкурса.