Микрофинансовые организации начали использовать социальные сети для поиска должников. Эффективность взыскания долгов увеличилась сразу на 10 процентов, сообщили недавно аналитики "Домашних денег".
У 85 процентов пользователей интернета есть, как минимум, одна страница в соцсетях. У многих она действует в режиме открытого доступа, позволяющего выяснить, пребывает ли человек в добром здравии и даже отследить его передвижения. На связь после отправки первого сообщения в Facebook, в "Одноклассники" или "ВКонтакте" выходят до 20 процентов неплательщиков
Чуть раньше микрокредиторы стали использовать соцсети в качестве одного из инструментов скоринга, то есть системы оценки платежеспособности заемщиков. Понятно почему. Соцсети позволяют построить определенные "круги" знакомств: люди с похожим поведением объединяются в группы для общения. Как правило, граждане с высокой платежеспособностью общаются с себе подобными, с плохой дисциплиной - аналогично. Так определяются факторы для скоринговых моделей. Например, вероятность выхода в дефолт заемщика, который вращается в кругу должников, на 75 процентов выше в сравнении с заемщиком, круг знакомств которого состоит из платежеспособных друзей, утверждают микрокредиторы.
"Персональная информация перестала быть личным делом каждого человека", - говорит эксперт в сфере интернета, аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. Сейчас, по его словам, когда продать любой товар или услугу не так просто и затраты на маркетинг все время растут, приходится точно таргетировать рекламные сообщения, то есть делать их максимально адресными, чтобы продавать тому, кто действительно купит. Поэтому персональные данные имеют стоимость: их продают и покупают. "Я не исключаю такого развития событий, что некоторые из нас в перспективе будут зарабатывать тем, что станут предоставлять заинтересованным компаниям и организациям свои персональные данные, - добавляет он. - Наверное, в будущем повысится роль организаций защиты прав пользователей, которые будут поднимать цену на наши персональные данные, лоббируя различные запреты на их использование, чтобы эта информация стоила уже не совсем копейки".
В целом, сегодня даже государствам не удается сохранять секреты, не говоря уже об отдельных гражданах. Люди постепенно адаптируются к такому порядку вещей и привыкают жить с сознанием, что все друг о друге все знают, резюмирует Делицын.