В последнее время наши кинематографисты - как творцы, так и меценаты - все больше берутся за социально значимое кино. Болезни, ограниченные возможности, беда, старость... Сложность в том, как заставить прийти и посмотреть такие фильмы не только тех, кто с этим соприкасается в жизни реальной, и тех, кто способен со всей силой души сочувствовать и сострадать, но и зрителя, который в силу своей благополучной жизни слушать об этом не хочет. Ответ прост: снять талантливо, небанально, честно и по-доброму.
Фильм Владимира Котта - о наших любимых стариках. О тех, которые раздражают. О тех, кого мы забываем. О тех, о ком не хотим думать - и потому, что больно, и потому, что не верим, что сами постепенно становимся такими. Самый страшный эпизод этой картины - он очень короткий. Он снят в благополучном доме престарелых. Там все хорошо. Все накормлены - одеты-ухожены; любят-смеются-танцуют. Но ужас сковывает сердце от того, что эти люди загнаны в возрастное гетто. Что живут в отрыве от молодости, семьи, традиции поколений. И отсвет этого ужаса читается в глазах оцепеневшего героя Евгения Миронова - Олега. Он думал определить в этот дом свою мать. Хотел как лучше...
Елену Михайловну - маму - играет Марина Неелова. Уже с первой сцены, когда врач, прячась за спасительной медицинской терминологией, пытается пояснить ей, что "это может произойти в любой момент", смотришь в глаза этой актрисы, увеличенные "дальнозоркими" очками, и осознаешь, как знаком тебе этот трогательный, беззащитный взгляд. Он был, когда Неелова играла принцесс. Он остался. Только принцесса состарилась. Она и по этой роли - "принцесса" - учительница русского языка и литературы, сумевшая научить жителей деревни, где преподавала в школе, стихам Ахматовой и Цветаевой. Ее ученик, который работает в морге (Сергей Пускепалис) на фоне прозекторской и трупов читает Есенина - не абы как... Но не знает стихотворений и книг ближайшая подруга и соседка, роль которой исполняет Алиса Фрейндлих.
"Библиотека", - бросает она в сторону Елены Михайловны. Алиса Бруновна, которую все в жизни знают, как интеллигентнейшего человека, что и голоса не повысит, играет народную бабку - ни предложения без мата. Все у нее просто. Правильно или неправильно. Так и живет. И дуэт двух величайших актрис нашего времени - это то, что придает страшной теме старости, смерти, ухода, легкость и юмор, свет и надежду. Первый зал кинотеатра "Октябрь" не раз взрывался хохотом. Поди скажи, что смотрят они кино об умирающей старушке, об оставленной деревне, о сыне, который проповедует на бизнес-тренингах успех, но к матери не приезжал лет пять.
Сценарий фильма написан Андреем Таратухиным (по его повести снята картина) и Дмитрием Ланчихиным. В какой-то момент к авторам присоединилась Оксана Карас (хотя в фестивальной аннотации ее имя не фигурирует). Фразы в нем отточены и остроумны, и можно говорить о хорошей литературной основе.
"При чем тут карп?" - спросите вы. И кто отморожен? Разгадка кроется в том, что картина отсылает зрителя - не напрямую, но косвенно, к библейским символам. С одной стороны - Карп - одинокая, чудом воскресшая рыба, которая каким-то мистическим образом помогает не менее одинокой пенсионерке-учительнице. С другой, рыба - один из древнейших символов Иисуса Христа. Есть в картине и "горящий куст", который, как известно не сгорает: дерево - в него попала молния. Стоит перед ним в поле ночью Елена Михайловна, и кто знает - сколько осталось ей жить в этом мире.
В фильме "Карп отмороженный" - каждая эпизодическая роль ярка и незабываема. Будь то ханыжка, которая читает крыловскую басню про попрыгунью-стрекозу, или служащая ЗАГСа - она то и дело тайком ищет сладенького в ящике рабочего стола, набитого бумажками от конфет (Наталья Суркова). Но особая роль отведена тут и музыке. Скрипка, переходящая в виолончель и в звук баяна... Порой не разберешь какой инструмент. Грустная, как сама одинокая жизнь. Пронзительная, как сама скорая смерть. Отдаленная, как ответ сына матери на вопрос, счастлив ли он. Как он может сказать "да", когда она не позволила ему жениться на той, кого любил. Как он может сказать "нет", ведь боится ее разочаровать - она так им гордится - он выбрался в город. Он смотрит на нее, раскрывая рот, как отмороженный карп. Прости меня, мама! За все!