По проекту "Борей-А" ведется строительство кораблей "Князь Владимир", "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III"; по проекту "Ясень-М" - кораблей "Казань", "Новосибирск", "Красноярск", "Архангельск" и "Пермь".
Проекты атомных подводных крейсеров разработаны санкт-петербургскими проектными организациями "Рубин" и "Малахит".
Первым в серии "Борей" в 2012 году был передан Военно-морскому флоту РФ головной атомный подводный крейсер "Юрий Долгорукий", в 2013 году прошла сдача атомохода "Александр Невский". А уже в декабре 2013 года был подписан приемный акт о принятии Военно-морским флотом в опытную эксплуатацию АПЛ "Северодвинск" проекта "Ясень", в июне 2014 года на этом современном подводном атомоходе подняли Военно-морской флаг.
27 июля 2014 года на Севмаше состоялась торжественная церемония закладки сразу трех современных атомных подводных кораблей "Князь Олег" (пр. "Борей-А"), "Красноярск" (пр. "Ясень-М"). В этот же день состоялась церемония закладки АПЛ "Хабаровск".
19 декабря 2014 года состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага еще на одном атомном подводном ракетном крейсере (АПРК) нового поколения "Владимир Мономах" (пр. "Борей"). 26 декабря 2014 года состоялась закладка третьего корабля проекта "Борей" - "Генералиссимус Суворов". 19 марта 2015 года состоялась закладка многоцелевой атомной подводной лодки нового поколения "Архангельск" (пр. "Ясень-М").
Как отмечают разработчики, создание современного корабля основывается на достижениях многих наук, и прежде всего на науках, изучающих мореходные характеристики корабля, архитектуру и прочность его корпуса, проблемы защиты от поражающего воздействия оружия, вопросы взрыво- и пожароопасности, скрытности от средств обнаружения по физическим полям, а также обеспечения обитаемости и многие другие качества корабля.
Рекомендуемые при проектировании, строительстве кораблей технические идеи и конкретные решения должны отвечать уровню развития техники не только этого периода, но, чтобы они не утратили свою актуальность через 10 и даже 20 лет.
Гендиректор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" Владимир Дорофеев накануне сдачи головного корабля рассказал, что атомная подводная лодка "Северодвинск" - это первый многоцелевой корабль четвертого поколения, созданный в нашей стране.
- В нем еще на стадии тактико-технического задания, которое вырабатывает заказчик вместе с конструкторами, закладывались выдающиеся характеристики. А с этим, как вы понимаете, сопряжено большое количество нового оборудования, которое впервые устанавливается на корабль. Таких на головном "Ясене" более двадцати. И все они требовали отработки в объеме, который существенно превышает объем отработки для серийного оборудования подводной лодки, - отмечает Владимир Дорофеев.
Разработчики утверждают, что ввод головного корабля в серии сопряжен с длительным циклом испытаний. К примеру, АПЛ "Северодвинск" провела на различных испытаниях в море почти 250 суток, прежде чем над подлодкой был поднят флаг ВМФ России. Это нужно было для "обкатки" всех частей и механизмов, а также контроле новых элементов, в том числе и военного назначения.
Заметим, что следующие ходовые испытания на подлодках проекта "Ясень" были сокращены по срокам.
По словам Владимира Дорофеева, сейчас тактико-технические характеристики кораблей 885 проекта "Ясень" позволяют использовать их во всех точках Мирового океана, начиная от Красного моря и заканчивая Северным Ледовитым океаном, без каких-либо ограничений по ключевым параметрам и системам.
Кроме того, новейшие технологии также стоят на страже оптимизации затрат при производстве серийных кораблей. Так, на "Севмаше" конструкторы создали трехмерную модель корпуса подводной лодки "Хабаровск" проекта "Ясень". Корабль создавался как носитель роботизированных средств ВМФ, предназначенных для разведки дна и недр Мирового океана, мониторинга континентального шельфа, охраны и прикрытия использования сил флота. По мнению инженеров, 3D-моделирование позволит избежать ошибок при проектировании, снизит продолжительность и трудоемкость работ.
Как пояснили в пресс-службе предприятия, впервые в отечественном атомном подводном кораблестроении новые технологии нашли столь масштабное применение. Главный конструктор "Севмаша" Юрий Спиридонов рассказал, что в документации одного из заказов корабельного комплекса было обнаружено более 170 ошибок.
- Поэтому очень важно исправить их еще на этапе проектирования, чтобы не пришлось исправлять железо, - отметил Спиридонов.
По мнению главного конструктора предприятия, даже самая тщательная проработка чертежей сложных комплексов обычными методами неэффективна. "Только электронная 3D-модель позволяет учесть особенности сборки кинематики и взаимодействия элементов", - подчеркивает он.