27.06.2017 18:33
    Поделиться

    Кто ответит за последствия природных катаклизмов в СЗФО

    К изменениям климата не готовы ни чиновники, ни бизнес, ни сами граждане
    Климатическая "нервозность", о которой сегодня все активнее говорят специалисты, заставляет общество искать способы адаптации экономики к метеорологическим рискам. Об этом шла речь на форуме "Погода.Климат. Вода".

    Штраф для синоптиков?

    В прошлом году на территории России было зафиксировано 988 опасных метеорологических явлений, из них 380 нанесли значительный ущерб. За это время Росгидромет сделал 2 200 штормовых предупреждений, которые оправдались в 94,5 процента случаев.

    Недавний ураган в Москве, который унес почти два десятка человеческих жизней, - еще один сигнал к тому, что прогнозы погоды - информация, которую следует не просто "принимать к сведению, выходя из дому", но на которую надо опираться, выстраивая всю экономическую логистику. Неслучайно МЧС даже высказал предложение штрафовать синоптиков за ошибочные или несвоевременные прогнозы. При более подробном "разборе полетов" выяснилось, что недоработали все: МЧС с опозданием оповестило о надвигающихся катаклизмах, городские службы не сочли "оранжевый уровень" опасности поводом для серьезной тревоги, жители столицы просто не знали правильный алгоритм поведения при такой угрозе. И вот результат: в Москве было повалено более 17 тысяч деревьев, повреждены кровли 285 многоэтажных зданий, изуродованы свыше 2,1 тысячи автомобилей. В страховые компании поступило более 2000 обращений граждан по поводу возмещения ущерба.

    Известно, что учет погодных рисков позволяет западным корпорациям экономить миллионы долларов. Но в России далеко не все отрасли готовы к тому, чтобы считать советы синоптиков существенным фактором экономической стабильности. Зоны ответственности городских служб и ведомств в случае ЧС четко не распределены, алгоритм их действий пошагово не прописан.

    По словам директора Приморского управления гидроме-теослужбы Бориса Кубая, предсказать самые страшные тайфуны и наводнения синоптики сегодня могут за трое и даже пятеро суток. Беда в том, что принимать меры по эвакуации людей, защите предприятий, жилищ и город-ской среды чрезвычайные комиссии начинают лишь тогда, когда беда уже случилась. Действовать по-иному не позволяет наш менталитет и... существующее законодательство. В самом деле, если ЧП еще не стряслось, деньги на его предотвращение никто регионам выделять не будет.

    - Не вина синоптиков, что рекламные щиты в мегаполисах во время ураганов падают, деревья валятся на машины, а остановки складываются, как карточные домики, - подчеркивает Кубай. - За всеми этими проблемами стоят недоработки вполне конкретных ведомств.

    Но если в определенных отраслях (например, авиации, судоходстве) учет погодных прогнозов имеет обязательный и четко регламентированный характер, то, скажем, в строительстве, городском хозяйстве, агропромышленном комплексе - отнюдь нет.

    Задача со многими неизвестными

    Конкретный пример. За последние десять лет размыв береговой линии в акватории Финского залива в связи с ежегодным увеличением осадков вырос до 4571,7 квадратного метра в год. Скорость размыва увеличилась в два раза. Берега в Репино, Кронштадте, Сестрорецке "съедаются" сильнейшими разрушительными штормами и незамерзающими прибрежными водами. Устаревшая система берегоукрепления продемонстрировала свою неэффективность. Понятно, что все это наносит огромный ущерб экономике региона.

    - Минприроды и министерство строительства готовы профинансировать создание современного берегового укрепления, - говорит Иван Серебрицкий, заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. - И мы готовы предоставить проект, который пройдет соответствующую экспертизу. Но проблема в том, что эти работы не могут быть выполнены, поскольку акватория Финского залива является федеральной собственностью, а не региональной. Распоряжаться же проектами и строительством на "не своем" объекте мы не имеем права.

    Со своей стороны, экологи уверяют, что в этом случае нельзя сбрасывать со счетов антропогенный фактор. Именно его обязаны контролировать чиновники Смольного, что, как видно по результатам, получается у них с трудом.

    -Здесь действует простой принцип: если уж мы вмешались в природу, то должны продолжать постоянно ей противостоять: само собой равновесие поддерживаться не будет, - говорит Юрий Шевчук, председатель экологического общества "Зеленый крест".

    По словам Серебрицкого, большинство проблем, связанных с минимизацией климатических рисков, упирается в неопределенность полномочий, межведомственную разобщенность, долгосрочность процессов и неопределенный, вероятностный характер погодных факторов. Три года назад в Петербурге была разработана климатическая стратегия, но последовавшее затем изменение регионального законодательства внесло в ее реализацию существенные коррективы.

    Свой прогноз для каждого

    Владимир Катцов, директор главной геофизический обсерватории имени Воейкова утверждает:

    - В обществе сегодня очевиден дефицит адаптации к климатическим изменениям. Причем оценивать следует не только климатические риски, но и риски принятия ошибочных решений. В этой связи главная задача, которую призваны решать ученые-метеорологи, - создание климатической продукции в пригодном для потребителя виде.

    Что для этого делается в регионе? Директор Санкт-Петербургского института геоинформационных систем и технологий Анна Фокичева продемонстрировала виртуальный тренажер "Влияние неблагоприятных погодных условий на автомобильный транспорт". С виду это всего-навсего массивные очки, соединенные с особым прибором. Но надеваешь их, и перед тобой - карта дороги, маршрут по которой из пункта А в пункт Б выбираешь сам: либо проехать короче, но под дождем, либо - в объезд, но с сильным туманом. В результате прибор выдает тебе результат: каким на самом деле был оптимальный путь и насколько ты преуспел, принимая на развилках то или иное решение. Экономический эффект просчитан до рубля.

    - Такие тренажеры очень заинтересовали специалистов транспортной логистики, - отмечает Анна Фокичева. - Мы можем представить им точный прогноз за 48 часов, а они, исходя из этого, - разработать правильный маршрут перевозок.

    Кстати, по данным Росгидромета, общий экономический эффект от использования гидрометеорологической информации в отраслях экономики в прошлом году составил 35,1 миллиарда рублей, что превысило аналогичные показатели 2015 года на 2,3 миллиарда.

    Один из перспективных путей "экономии на погоде" - персонализация прогнозов. И примеров тому на форуме привели немало. Так, Алла Юрова, доцент Института наук о земле СПбГУ, рассказала о своем сотрудничестве с оленеводами Заполярья.

    Известно, что ледяные корки, образующиеся в тундре, - самый страшный бич оленеводов. Прогнозная карта их образования с подробной детализацией помогает справиться с этой бедой при перегонах стада.

    Другой пример - создание таких детальных прогнозных карт для туристов-экстремалов, путешествующих на снегоходах.

    - Не все водоемы, например в Мурманской области, замерзают с одинаковой скоростью, образуя прочный лед, - говорит Анна Фокичева. - Мы готовы выполнить сезонный прогноз для туроператоров с подробным нанесением на карту опасных зон и оптимального маршрута.

    Правда, не все предприятия и организации обладают достаточной информированностью об этих услугах. А иные и знают, но экономят на заказе специализированных прогнозов.

    Большинство предпочитают обходиться информацией, предоставляемой метеорологами в открытом доступе.

    Или вообще игнорировать погодные условия, которые, как известно, последнее время очень сильно меняются.

    Поделиться