"Я и раньше работал на судостроительном заводе "Залив", но в 2010 году, когда ситуация на предприятии стала совсем плохой, уехал на заработки в Россию, - рассказал "РГ" сборщик-достройщик пятого разряда керченского судостроительного завода "Залив" Денис Решетников. - И вот вернулся".
Сейчас мощности "Залива" загружены: в прошлом году предприятие выполнило 20 судоремонтных заказов, среди которых были и стратегически важные, такие как ремонт паромов, обслуживающих Керченскую переправу, и коммерческого флота. В нынешнем - уже есть семь судостроительных заказов, развивается и судоремонтное направление. Договорились с компанией "СГМ-Мост", генподрядчиком строительства моста через Керченский пролив, о поставке металлоконструкций для автодорожной части моста общим весом 500 тонн. Кроме того, завод рассчитывает получить заказ на строительство атомного ледокола нового поколения.
"Для того чтобы обеспечить выполнение такого заказа, нужно провести огромную подготовительную работу и привлечь технических экспертов и специалистов", - рассказывает главный инженер "Залива" Алексей Иванов.
Благодаря загрузке производственных мощностей уже вырос в четыре раза трудовой коллектив "Севморзавода". Когда в 2015 году в Севастополе был образован филиал центра судоремонта "Звездочка", на полуразрушенном предприятии работали 137 человек, сейчас - 600. Найти квалифицированных рабочих в городе непросто: многие разъехались в поисках работы по российским городам.
Скоро предприятие приступит к строительству 400-тонного плавкрана по заказу "Адмиралтейских верфей". По словам директора предприятия Игоря Дрея, только для крана в пиковую нагрузку потребуется 800 рабочих. Впереди контракт на еще один плавкран, а кроме этого, завод на 100 процентов загружен судоремонтными заказами. По предварительным оценкам, через год предприятию потребуется штат 1500 человек, а к 2020 году - до 5000.
"В связи с такой загрузкой мы увеличиваем штат рабочих, пытаемся привлечь тех, кто по разным причинам уехал, - говорит Дрей. - Недавно объявили конкурс еще на 100 вакантных должностей. Мы, конечно, не достигнем советских высот, когда на "Севморзаводе" работало 16 тысяч человек и сдавалось по три крана в год, но выпускать по одному крану ежегодно сможем".
Сейчас крымское судостроение испытывает дефицит квалифицированных судоремонтников, корпусников, сварщиков, инженерно-технических работников. Специалисты готовы возвращаться в Крым, но единственное, что их останавливает, - это низкая по сравнению с предприятиями на материке зарплата. "Она ни в какое сравнение не идет с теми, которые предлагают крупные российские судостроительные заводы, - говорит электросварщик четвертого разряда завода "Залив" Андрей Гривко, в прошлом году вернувшийся на родину. - В Санкт-Петербурге или Владивостоке, например, доход получается в два-три раза выше, плюс жилье и питание за счет работодателя. Если ты умеешь быстро и качественно делать свою работу, то можешь рассчитывать на зарплату около 100 тысяч рублей в месяц, а в Крыму - до 40 тысяч".
Предприятия Крыма действительно пока не могут похвастаться высоким уровнем зарплаты, но есть надежда, что по мере того, как будут расти объемы производства, на судостроительных заводах будет увеличиваться и доход работников.
"С 1 апреля мы повысили тарифные ставки и оклады сотрудникам на 10 процентов, как запланировано в кадровой программе на текущий год, таким образом, высокопрофессиональные бригады сварщиков и сборщиков сейчас имеют возможность заработать до 60-65 тысяч рублей, - говорит гендиректор завода "Залив" Андрей Жердев. - Увеличение зарплаты может стать одним из действенных мер для привлечения новых кадров и закрепления уже имеющихся. Кроме того, после более чем двадцатилетнего перерыва завод снова строит ведомственное жилье для своих работников - запланировали строительство комплекса из десяти девятиэтажных домов, и первый из них сдадим в конце этого года".